Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск
Global Internet service for Shipyards and Shipowners
mMarket_1
ТРИТМЭНТ

Пресс-релиз

Системе управления движением судов в России исполняется 50 лет

Система управления движением судов (СУДС) в России берет свое начало в 1960 году, когда для помощи судоводителям  был создан радиолокационный центр «Раскат» в Петродворце под  Ленинградом (Санкт-Петербург). В настоящее время региональная СУДС Санкт-Петербурга охватывает всю акваторию российской части Финского залива, включая Большой порт Санкт-Петербург, порты Усть-Луга, Приморск, Выборг и Высоцк.

С момента образования ФГУП «Росморпорт» (2003 год) предприятием проведена большая работа по развитию систем обеспечения безопасности мореплавания (СОБМ): введены в эксплуатацию 8 СУДС, из них 2 региональных, включая 14 базовых станций автоматической идентификационной системы (АИС), а также 10 береговых станций морского района А1 (район в пределах зоны действия по крайней мере одной береговой станции, обеспечивающей постоянную возможность оповещения при бедствии) Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), общей стоимостью более 1 320 млн. руб.

В морских портах Российской Федерации на сегодняшний день действуют:

 • 23 портовые Системы управления движением судов (СУДС) в морских портах Мурманск, Архангельск, Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Усть-Луга, Калининград, Астрахань, Таганрог, Темрюк, Кавказ, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Махачкала, Ванино, Владивосток, Находка, Восточный, Славянка, Посьет и Зарубино, Пригородное и Магадан;

 • 2 прибрежные СУДС в заливе Петра Великого и в восточной части Финского залива.

На основе информационной интеграции прибрежных и портовых СУДС созданы 3 Региональные СУДС (в восточной части Финского залива, Керченском проливе и в заливе Петра Великого).

Почти все СУДС Российской Федерации находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт». Прорабатывается вопрос передачи Региональной СУДС залива Петра Великого из ОАО «Норфес» во ФГУП «Росморпорт».

Балансовая стоимость указанных объектов составляет около 3 млрд. руб.; штат - более 700 высококвалифицированных специалистов.

С созданием в российских портах СУДС значительно выросла дисциплина судоводителей находящихся в зоне их действия, соответственно и повысился уровень безопасности мореплавания. Неуклонный рост грузооборота и судооборота отечественных портов постоянно увеличивает нагрузку на СУДС.

В связи с активным инфраструктурным развитием Санкт-Петербурга, а именно строительством пассажирского порта «Морской фасад» и Западного скоростного диаметра, возникает необходимость размещения в городе дополнительных радиолокационных средств, так как новые городские инфраструктурные объекты создают помехи для существующих радаров. Кроме того, необходимо обеспечить поддержку пассажирским судам, идущим в «Морской фасад».

В ближайших планах развития Петербургской региональной СУДС (находится в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт») - строительство дополнительного радиолокационного поста в проливе Беркезунд на границе акваторий портов Высоцк и Приморск, для покрытия имеющейся там «теневой зоны». Новый пост в проливе Беркезунд планируется ввести в эксплуатацию в 2012 году. Стоимость каждого данного объекта составляет порядка 40 млн руб.

По словам начальника Санкт-Петербургской РСУДС Ивана Готовчица, «основная цель создания петербургской РСУДС достигнута - практически вся акватория российской части Финского залива находится под контролем и все международные договоры  Российской Федерации в части обеспечения безопасности мореплавания выполняются в полном объеме».


Справка о СУДС:
Необходимость СУДС вызвана тем, что подходные каналы к портам являются достаточно узкими для крупнотоннажных судов и потому требуют их точного прохождения, в то время как выход за пределы судоходного канала грозит посадкой на мель. Учитывая, что в российские порты заходят суда, берущие на борт экологически опасные грузы, такие как нефть, нефтепродукты, химикаты и пр., то любая авария подобного судна может обернуться серьезными последствиями и даже экологической катастрофой. СУДС представляет из себя сеть из радиолокационных постов, информация от которых поступает в центр управления, где выводится на мониторы операторов системы в режиме реального времени. Оператор следит за движением судов и по необходимости помогает им выбрать правильный курс и скорость, чтобы не выйти за пределы фарватера или безопасно разойтись с другими судами.

По классификации Международной морской организации (ИМО), системы управления движением судов (СУДС) могут быть прибрежными, портовыми и региональными. С конца 2005 года под Санкт-Петербургом было завершено создание региональной СУДС (РСУДС), которая включает в себя прибрежную часть, отвечающую за транзитные пути и подходы ко всем российским портам на акватории Финского залива и портовые СУДС , Большого порта Санкт-Петербург, а также портов Приморск, Усть-Луга, Выборг и Высоцк. Центром системы, куда стекается вся получаемая с радиотехнических постов  информация, является станция «Раскат», расположенная в Петродворце под Санкт-Петербургом.

Историческая справка о развитии СУДС
Система УДС в 1960 году начиналась с бывшей аэродромной радиолокационной станции в Петродворце, переоборудованной для помощи судоводителям в сложных метеоусловиях на подходах к порту. Открытие этой станции послужило началом создания СУДС в России в целом. Первоначально система работала только по запросам с судов и в плохую погоду. Для ее запуска в те времена требовалось около часа, после чего судоводителю давались необходимые рекомендации. В 1980-е годы СУДС была дополнена вторым отечественным радаром «Океан». По свидетельству специалистов  итальянской компании «Аления», проводившей работы по модернизации системы в 90-х годах, технические характеристики береговой радиолокационной станции «Раскат», проработавшей 30 лет, превышали уровень развития аналогичных систем в западных странах на момент ее замены.

В 90-е годы в результате модернизации была сформирована Береговая автоматизированная радиолокационная система (БАРС) УДС из трех радаров, один из которых располагался в Петродворце («Раскат»), второй - в Стрельне и третий - в Бронке. БАРС УДС, таким образом, контролировала всю акваторию Большого порта Санкт-Петербург в круглосуточном режиме и была сертифицирована как СУДС высшей категории. В 1998 году она была дополнена системой контроля внутренней акватории порта Санкт-Петербург, для чего был создан пост регулирования движения судов и установлены два автоматизированных поста на внутренней акватории порта, оборудованные радарами и телекамерами.

В 2000-е годы была поставлена задача формирования Региональной СУДС, для чего была введена в эксплуатацию портовая СУДС в Приморске, обеспечивающая слежение за движением нефтеналивных танкеров. Затем были установлены два дополнительных поста на о. Котлин и мысе Шепелевском. Для слежения за выходом танкеров из российских территориальных вод и завершения проекта РСУДС были смонтированы еще 3 радиолокационных поста на островах Финского залива, а также один на Лужской губе для контроля акватории нового порта Усть-Луга, введены в строй портовые РСУДС в портах  Выборг и Высоцк и в порту Усть-Луга.


26.10.2010

Ознакомиться с электронным представительством компании Росморпорт, ФГУП

Контакты пресс-центра
Е-mail: pressa@rosmorport.ru

ФГУП «Росморпорт» – предприятие, созданное по решению Правительства России в 2003 году в целях содействия развитию морской транспортной инфраструктуры, реализации ее транзитного потенциала и повышению конкурентоспособности российских морских портов. ФГУП «Росморпорт» осуществляет хозяйственную деятельность в 65 из 67 морских портов России.
Главные задачи — обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним, эффективное использование федерального имущества и развитие портовой инфраструктуры. Кроме того, предприятие обеспечивает привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры российских морских портов.

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2017, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх