Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

«ЦИФРОВАЯ ВЕРФЬ» – ШАГ ЗА ШАГОМ

Сегодня даже видавшему виды отраслевому специалисту кажется невозможным переход от традиционного судостроения к «цифровому». Или – будем корректны – оцифрованному. Но переход к «цифровой верфи» неизбежен.

Нравиться нам или нет, это совсем скоро случится. Хотя сегодня практическое приложение концепции «цифровая верфь» воспринимается однобоко – невозможно… Но в том-то и прелесть, что, определяя «невозможность», «утопичность», мы указываем те трудности, которые следует преодолеть на пути к «цифровой верфи». Любопытно и то, что некогда само обладание Россией собственным флотом тоже воспринималось как «небываемое», ан нет – так и отчеканено на знаменитой медали Петра I – «… бывает».

Конкретный проект – «цифровая верфь» на базе Средне-Невского судостроительного завода. «Морская Биржа» уже писала об этом, теперь мы переходим к практике и начинает отслеживать конкретные бизнес-решения.

Итак, четыре шага, или четыре барьера на пути к «цифровой верфи».

Вот они:

  • производственные процессы
  • материалы
  • комплектующие, оборудование и оснастка
  • системы поставок.

Любое вторжение в этот устоявшийся мир, как может показаться, будет иметь необратимые драматические последствия. Действительно, мы не так давно остановили катастрофическое падение промпроизводства и производительности труда. Буквально чудом сохранили отрасль, наращиваем мощности, внедряем новации, восстанавливаем систему профориентации и подготовки кадров. И что, опять менять? Снова «революционные преобразования».
Практика жизни научила нас, что любая революция следует базовому принципу переустройства мира – «старый – до основания, а затем – новый построим» с непременным посылом преобразователей, чтоб «на обломках написали наши имена»! Но современные реалии требуют коренным образом менять бизнес. В нашем случае – изменять саму модель судостроительного предприятия, когда не мы сами, а банальная доходность и конкурентоспособность толкают нас к изменениям. Но как меняться?

Осуществление перехода от традиционного кораблестроения к «цифровому» (Digital Shipbuilding) является ничем иным, как сменой парадигмы и изменением «точек зрения» людей, вовлеченных в бизнес-процесс судостроения. Ничего мудреного в том нет. Прежде всего, меняем подходы с «индустриального» миропонимание и мироощущения на «информационное».

МЕНЯЕМ ПОЗИЦИЮ РУКОВОДСТВА

Часто можно слышать в разговорах или на профильных мероприятиях, что интеграция модели «цифровой верфи» в нынешнее предприятие вызывает повышенный интерес руководителей. Они чувствуют выгоду от внедрения в работу цифровой платформы, но комментируют скептически: «Это, действительно, полезное и нужное дело, но мы не так близки и готовы к этому, чтобы трансформироваться».
Этот подход можно считать не просто ретроградским, а самым опасным и разрушительным для промышленного производства в целом и для судостроительной отрасли – в частности. Практика показывает, что обычно все новое и непонятное отметается как «вредное». При этом, что странно, такие руководители видят свои слабые места, озадачены вопросами переустройства, пытаются следовать новым рекомендациям и методикам. И… не достигают желаемого результата.
В чем же причина? В самом руководстве. Для видения будущего и предвидения перспектив дальнейшего развития нужен реальный – не названный, не назначенный, – а реальный лидер, способный не только на трансформацию предприятия, но и самого себя. Одного желания мало, нужна – внутренняя готовность к изменениям. Нам нужен лидер, который видит потенциал команды. Лидер, который действительно понимает, что в предстоящем десятилетии меняться необходимо! 

Любопытно, что руководители нынешних судостроительных предприятий – как правило, инженеры. А вот приложить инжиниринг к менеджменту они почему-то не могут. Принципы промышленного маркетинга призывают не разделять (дифференцировать), а совмещать (интегрировать). Как на приведенной схеме, где EPC – известные нам Engineering, Procurement и Construction. А лидер где – только на позиции Management (M)? Ни в коем случае!

Нельзя обособлять E, P, C и M на отдельные составляющие. В каждом E присутствуют свои EPCM. И так далее…

ВНЕДРЯЕМ «СОФТ»

Как только настроенный на трансформацию руководитель (руководители) принял решение о переходе к «цифровой верфи», планирование осуществляется по принципу составления собственной «дорожной карты». Или, если угодно, «внутренней технологической карты» перехода к Digital Shipyard. И опять инжиниринг. Менеджмент, этапное планирование, сравнительный анализ, контроль – все укладывается в рамки общей логики оцифровки. Это вновь гарантирует нам избежание ненужных затрат, потому что инжиниринг заточен не на конечный продукт, а на конечный результат.

Первый логический шаг – внедрение программных продуктов, которые осуществляют цифровую связи, сбор и обработку данных. Не бывает, скажете опять? Однако, у большинства производителей, которые крайне зависят от бумажного документооборота и от применения ручного труда, есть возможность оптимально внедрить в жизнь предприятия разнообразные программные продукты, направленные на минимизацию потерь. Внедрение одного и нескольких программных продуктов попутно прививает нам привычку их использовать и влечет за собой постоянное совершенствование производства в цифровом направлении. Для этого следует ввести должность руководителя по «оцифровке». Это не дополнительная штатная единица, а «переформатированная» из имеющихся, на уровне замов по развитию.

Вполне конкретные примеры. Нет никакого оправдания тому, что ваши системы планирования и управления ресурсами (Enterprise Resource Planning – ERP), работы с кадрами и управления обучением (Learning Management System – LMS), контроля и управления качеством (Quality Management System – QMS) и различные приложения для управления производственными процессами (Manufacturing Execution System – MES) не «бьются» друг с другом, попросту – они не «общаются». В лучшем случае связь между ними осуществляется формально.

Соединение вашего ERP с соответствующим приложением MES сразу сократит ненужный и утомительный бумагооборот и наладит безбумажный обмен. Работники, согласуясь с оцифрованными инструкциями и распоряжениями, получают доступ ко всей необходимой для работы базе данных, вовлекаются в общий технологический процесс, находясь на расстоянии друг от друга, они самостоятельно принимают решения в рамках своих компетенций, фиксируют результаты своей деятельности и оперативно делятся ими с коллегами. Кстати, в попутно повышается уровень корпоративной культуры и взаимная ответственность.
Или внедрение нужного MES в вашу систему QMS автоматически сказывается на координации действий команды сотрудников и повышает качество. IT-решения значительно упрощают саму систему управления производством, повышают его гибкость, концентрируют и конкретизируют деятельность каждого работника на его направлении. И главное – значительно увеличивается отслеживаемость и ответственность каждого в отдельности и всех вместе. Руководитель, кстати сказать, не является исключением. Как только руководитель дистанцируется от (самовыпадает из) отстроенной системы – все, начинаются сбои и потери. А они нам нужны?

Конечно, затратная часть на начальном этапе многих отпугивает. Инвестиции в современные программные продукты и дополнительные аппаратные средства ощутимы, но проведенный нехитрый анализ возвратности инвестиций очень скоро вас успокоит. Коэффициент ROMI (Return On Marketing Investment – возврат маркетинговых инвестиций) рассчитывается просто. Попробуйте:
ПРИБЫЛЬ – РАСХОДЫ / РАСХОДЫ х 100%

СОВЕРШЕНСТВУЕМ «ИНТЕЛЛЕКТ»

Когда система отстроена и все процессы синхронизированы – модернизация и объединение случились, настает время обратить внимание на оборудование, инструменты, приборы контроля и т.д. Их надо модернизировать и объединить по возможному максимуму. Конечно, в идеале все участки и подразделения «цифровой верфи» должны иметь техническую возможность взаимодействовать друг с другом с использованием современных программных продуктов.
Здесь нам поможет анализ общей эффективности работы оборудования (Overall Equipment Effectiveness – OEE). Следует для начала определить общее время работы (это относится и к предприятию, и к отдельному участку, и к отдельному станку, и т.д.) и временные затраты на плановые и неплановые остановки в работе. В конечном итоге мы сможем определить следующие параметры эффективности (APQ):

  • пригодность (availability)
  • производительность (performance)
  • качество (quality)


Тут мы подходим к очень увлекательной теме внедрения на нашем предприятии философии и концепта «промышленного интернета вещей – Industrial Internet of Things (IIoT), которая требует особого рассмотрения в преломлении к судостроению в формате «интернета судов» – Internet of Ships.CAD, CAM, CAE, PDM и даже PLM используют сегодня многие. Это прямой показатель того, что мы приближаемся к «цифровой верфи».

ОБЪЕДИНЯЕМ ПЕРСОНАЛ

Смотря на Ваш недавно модернизированный Двор, Вы можете думать, что сделаны. Отнюдь нет. Люди продолжат играть инструментальную роль в умном Дворе, хотя различная роль, чем в прошлом. На устаревших фабриках у людей есть довольно прямые рабочие места в операции, но обычно они приводят в действие машины, чтобы сделать работу. Хотя упрощено, они по существу загружают машины, настраивают машины, собирают продукты, перемещают инвентарь и чинят вещи, которые ломаются среди других задач. Дело в том, что люди действуют в качестве независимой части операции. Большая часть эксплуатационного знания сохранена в их мозгах, и как правило ничего подобного не хранил информацию, действительно то же самое от человека человеку. Операция действительно зависит от людей, чтобы принять решения. Когда машина кажется «странной», вызовите Синди, и она зафиксирует ее. Если та часть меры из спецификации, оператор останавливает машину, заполняет листок бумаги и страницы Джим к расположению несоответствующая часть. Эти сценарии – действительные состояния дел, которые каждый день происходят на фабриках. Интеграция людей в умный Двор означает их взаимодействие со всем изменения. Операторы могут все еще настроить оборудование, но они сделают это от применения MES, следующего цифровым инструкциям по работе, но машина остановится автоматически, потому что датчик вибрации вызывает его, чтобы остановиться. Когда это останавливается, машина говорит с применением MES и создает билет обслуживания, который автоматически посылает сообщение техническому специалисту. Когда технический специалист ответит, она будет следовать цифровым инструкциям по поиску неисправностей, которые динамично помогают ей принять решения о первопричине неудачи и рекомендовать решения. Как Вы видите, люди все еще критически настроены, но их роль существенно отличается.

Если ваше предприятие уже находится на одном из этапов технологического переустройства, то вы – на верном пути. Но не стоит обольщаться и почивать на лаврах. Процесс перехода к «цифровой верфи» и ее развития должен стать постоянным процессом совершенствования, согласованным с требованиями времени и ориентированным на рост. И в итоге мы получаем – единенную систему связанных друг с другом работников, комплектующих, оборудования и инструментов и поставок. «Объединенных», конечно, в контексте промышленного маркетинга.

Рекомендации от «Морской Биржи»:

Единый подход во всем и ко всему (стандартизация). Ваше предприятие должно быть гибким, но устойчивым к внешним вызовам. Разнообразные клиенты, сложные продукты, новые заказы и ротация трудовых ресурсов часто приводят к эксплуатационным проблемам. Вот почему важно, чтобы компании были в состоянии эффективно внедрять и применять наиболее успешные практики и методы управления. В вашем случае – принципы промышленного маркетинга.
По планам Правительства России цифровое производство должно быть организовано и обустроено как (в порядке очередности):

  • Shipyard 1 – на базе АО «СМПБМ «Малахит»
  • Shipyard 2 – на базе АО «Средне-Невский судостроительный завод»)
  • Shipyard 3 – на базе ЗАО «ЦНИИ судового машиностроения»
  • Shipyard 4 – на базе АО «Балтийский завод–Судостроение»
  • Shipyard 5 – на базе ПАО «Выборгский судостроительный завод»

Источники финансирования определеныявляются:

  • дорожные карты ТЕХНЕТ и МАРИНЕТ
  • Постановление Правительства РФ №218 от 09.04.2010 г. О мерах по поддержанию подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» в рамках госпрограммы «Развитие науки и технологий» на период 2013–2020 годов
  • лидерский проект АСИ «Фабрики будущего» с реализацией в период 2016–2021 годов
  • профильные программы Фонда содействия инновациям
  • адресное финансирование ВЭБ’а
  • внебюджетные средства.

В общем, рано отвергать концепцию «цифровой верфи», наше судостроение еще не начинало работать с новыми маркетинговыми инструментами.

Сергей Голубев, «Морская Биржа»


03.08.2018




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2018, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх