Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Открытие в Одесском национальном морском университете мемориальных досок Т.Б. Гуженко и А.Е. Данченко

24 июля 2009 года состоялось торжественное открытие мемориальных досок выдающимся выпускникам Одесского национального морского университета (ранее Одесского института инженеров морского флота) - Тимофею Борисовичу Гуженко и Алексею Евгеньевичу Данченко.
 
На празднике выступили ректор Одесского национального морского университета, доктор экономических наук, профессор Ирина Морозова, министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин, бывший (в 1995-1998 годы) министр транспорта Российской Федерации Николай Цах, заместитель руководителя морской администрации Украины Валерий Сударев и секретарь Одесского городского совета Александр Прокопенко.
 
Среди присутствующих были родственники и соратники министра морского флота СССР Т.Б. Гуженко (1918-2008) и начальника Черноморского морского пароходства А.Е. Данченко (1904-1983), преподаватели и студенты ОНМУ, выпускники университета, представители морской общественности Украины и России, журналисты городских и отраслевых средств массовой информации.
 
Вместе с Игорем Левитиным и Николаем Цахом в составе российской делегации были руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, бывшие заместители министра морского флота СССР Юрий Михайлов, Всеволод Белецкий, Геннадий Герасимчук, Виталий Збаращенко, бывший член коллегии Бронислав Майнагашев, председатель московской организации полярников Герман Бурков, главный редактор журнала "Морской Флот" Леонид Гранков, главный редактор газеты "Морские Вести" Анатолий Кузнецов и другие коллеги.
 
По окончанию торжественной церемонии и освещения мемориальных досок отцом Вячеславом гости во главе с министром посетили аэродинамическую лабораторию кораблестроительного факультета, машинный зал судомеханического факультетов, университетскую церковь Святой Александры, возложили цветы к памятнику сотрудникам и студентам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
 
В конференц-зале состоялся дружеский обмен мнениями и беседа представителей университета и морской общественности с министром транспорта России Игорем Левитиным. В завершении общения по просьбе собравшихся выступил выпускник ОИИМФа Михаил Жванецкий.
 
Спонсором торжественного мероприятия выступило Морское Инженерное Бюро, подавляющее большинство сотрудников которого являются выпускниками ОИИМФа.
 
Мемориальные доски Т.Б. Гуженко и А.Е. Данченко создал известный одесский скульптор, заслуженный художник Украины Алексей Копьев. Он является автором значительных монументальных работ, таких как барельеф на Кургане славы (близ завода "Центролит"), памятник "Защитникам Одессы" у Латовского кладбища; памятник Герою Советского Союза, подводнику А.И. Маринеско; памятник создателю первой российской подлодки С. К. Джевецкому; памятник Т.Г. Шевченко в Белгороде-Днестровском; монумент в честь 60-летия освобождения Одесщины в селе Владычень; памятник А.С. Пушкину в Болграде и многих других произведений.

 
Герой Социалистического Труда Тимофей Борисович Гуженко в 1942 году окончил с отличием эксплуатационный факультет Одесского института инженеров водного транспорта, который тогда находился в эвакуации в г. Самарканде. В 1942-1949 гг. работал в Мурманском торговом порту, где получил свой первый орден из рук известного полярника И. Папанина. В 1951-1960 годах - начальник портов Холмск и Хабаровск, позднее - начальник Сахалинского морского пароходства. В 1966-1969 годах - первый заместитель министра, в 1970-1986 гг. - министр морского флота СССР.
 
При нем морской транспорт становится одной из ведущих отраслей народного хозяйства страны. В составе транспортного флота было свыше 1800 судов общей грузоподъемностью 22,3 млн. тонн, 70 морских портов были оснащены современным перегрузочным оборудованием, функционировало 30 судоремонтных заводов и 17 баз технического обслуживания флота. Подготовка инженерных кадров и систематическое повышение квалификации осуществлялись в 6 высших и 15 средних морских учебных заведениях. Успешно работало АО "Совкомфлот". Для эффективной конкурентной борьбы на мировом рынке Морфлот имел 25 акционерных смешанных компаний.
 
Т.Б. Гуженко заслуженно называли Министром эпохи "Золотого века" морского флота СССР.

 
Герой Социалистического Труда Алексей Евгеньевич Данченко в 1934 году окончил вечернее отделение Одесского морского техникума, затем плавал капитаном на судах Черноморско-Азовского морского пароходства. В годы Великой Отечественной войны - командир водных перевозок Черноморского флота, затем - главного штаба военно-морского флота. Принимал участие в боевых операциях в Севастополе, Новороссийске, Керчи.
 
В 1945 году принял руководство Одесским морским портом и поднимал его из руин. В 1953 году Алексей Евгеньевич заочно окончил эксплуатационный факультет Одесского института инженеров морского флота и возглавил Главфлот ММФ.
 
В 1956 г. А.Е. Данченко назначается начальником Черноморского морского пароходства, в которое входил весь Черноморско-Азовский бассейн - около 600 торговых судов и 18 портов. В 1967 г. на базе ЧМП были созданы дополнительно три новых пароходства Азовское, Новороссийское и Батумское.
 
В декабре 1957 г. по инициативе и под командованием Алексея Евгеньевича началось сооружение четвертого грузового района Одесского порта, из которого в условиях постоянной заботы А.Е. Данченко вырос Ильичевский морской торговый порт.
 
Вскоре - новая яркая инициатива. В феврале 1975 г. приказом по ЧМП начато строительство морского торгового порта "Южный", затем следуют серьезные организационные усилия по созданию Белгород-Днестровского торгового порта.
 
Мощнейший портовый комплекс из четырех современных морских портов - прекрасная память о блестящем создателе и выдающемся руководителе Черноморского морехозяйственного комплекса.
 
Для справки: история Одесского национального морского университета (ранее Одесский институт инженеров морского флота, ранее Одесский институт инженеров водного транспорта).
 
Стремительное развитие потребностей морского флота Советского Союза в предвоенные годы обусловило создание в Одессе в 1930 году высшего морского учебного заведения, которое бы готовило специалистов для морского флота - Одесский институт инженеров водного транспорта (ОИИВТ).
 
В институт был включен кораблестроительный факультет (существовал с 1918 года в составе Одесского политехнического института) и организованы судомеханический, эксплуатационный, гидротехнический и экономический факультеты, несколько позднее - судоводительский.
 
С самого начала в институте трудились многие известные специалисты и педагоги-профессора, которые не только выпустили в свет поколения отличных специалистов морского флота, но и обогатили науку фундаментальными и научно-практическими трудами в широком спектре направлений, таких как проектирование судов, прочность судов, теория корабля, двигателестроение, гидромеханика, теоретическая механика и т.д.
 
В довоенное время для обеспечения учебного процесса было создано более 20 лабораторий и учебных кабинетов. К 1934 году было закончено оборудование опытового бассейна.
 
В период Великой отечественной войны ОИИВТ был эвакуирован сначала в Самарканд, а затем (в 1943 г.) - в Астрахань. Несмотря на тяжелые времена, институт продолжал работать, занимаясь подготовкой необходимых для страны специалистов. Многие из сотрудников защищали Родину. Среди них известный советский разведчик Николай Гефт, который погиб при освобождении Польши в 1944 году. Пять выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза.
 
После освобождения Одессы к концу 1944 г. ОИИВТ был возвращен в родные стены. В 1945 году структура института была изменена. Был открыт факультет механизации портов (который потом закончил известный юморист Михаил Жванецкий), а судоводительский факультет вместе со студентами и преподавателями был передан в Ленинград во вновь созданное высшее мореходное училище.
 
Сам институт стал называться Одесским институтом инженеров морского флота (ОИИМФ). Под этим именем он прочно вошел в послевоенную историю созидательного развития станы, будучи по существу единственным в своем роде высшим учебным заведением, готовившим "береговых" специалистов разнообразных направлений для системы Минморфлота.
 
В послевоенные годы была восстановлена и приумножена учебная и научная база института. Как и ранее, институт отличался высоким качеством получаемых студентами знаний. Выпуск института в 60-80 года прошлого столетия составлял порядка 500 студентов в год.
 
За свою историю ОИИМФ подготовил более 40 тыс. специалистов для Союза и 50 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
 
Ныне в ОНМУ обучается около 5 тыс. студентов по 12 специальностям.
 
Выпускников института до сих пор можно встретить на руководящих должностях не только морской, но и в остальных сферах экономической деятельности России, Украины, Азербайджана, Кубы, Вьетнама, Алжира и других стран.
 
Сегодня на 7 основных факультетах, 34 кафедрах трудятся свыше 400 преподавателей и научных сотрудников, в том числе более 60 докторов, профессоров и 210 кандидатов наук, доцентов. Кафедры расположены в трех учебных корпусах, общая площадь 54 тыс. кв. м. В университете 50 лабораторий, в том числе уникальные опытовой бассейн, аэродинамическая лаборатория, машинный зал с действующими судовыми энергетическими установками. Более 600 современных компьютеров объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.


29.07.2009

Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ)

КОНТАКТЫ
Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2019, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх