 Уникальная судоподъемная операция по одновременному подъему затонувших плавдока N 154 и танкера "Волгонефть-263"8 сентября 2011 года на Ильичевском СРЗ успешно завершилась операция совместного подъема стального двухбашенного плавучего дока N154 (габаритные размеры: длина 225,4 м, ширина 45 м, высота по топ-палубе 18,05 м, высота понтонов - 5,75, собственный вес дока порожнем 8224 тонны) и танкера "Волгонефть-263" (длина 132,6 м, ширина 16,5 м, высота борта 5,5 м, доковый вес 1700 тонн) с глубины 17 м. Полное время всей подъемной операции составило порядка 3 часов. Скорость подъема специально не форсировалась, с тем, чтобы оперативно выравнивать крен и дифферент дока, не допускать возникновения опасных общих деформаций корпуса дока, а также для того, чтобы контролировать положение судна относительно стапель-палубы. При подъеме были задействованы все балластные отсеки дока. Для снижения риска чрезмерного давления на стапель-палубу, в осушаемые отсеки при работе балластных насосов подавался сжатый воздух, который облегчал работу насосов и одновременно создавал противодавление на палубу. Учитывая, что при проведении судоподъемной операции существовала реальная опасность перелома дока, особое внимание было уделено обеспечению прочности корпуса дока. Во время подъема осуществлялась откатка воды из герметичной (кормовой) части т/х "Волгонефть-263". Учитывая, что судно при затоплении получило смещение и существовала опасность опрокидывания танкера во время подъема, под него были заведены дополнительные опорные тумбы. Операцией по подъему дока и судна руководил главный инженер завода Игорь Баранов. Для помощи в производстве подъемных работ и для выполнения подводных работ было привлечена специализированная компания "СПТР" (руководитель Сергей Кувшинов, главный инженер Роман Шулевский), имевшая значительный опыт судоподъемных и водолазных операций. Проект подъема был разработан компанией "Касатка" (директор Олег Лукьяненко). При подготовке операции рассматривалось несколько вариантов схемы подъема объектов, в результате была выбрана схема подъема дока заодно с судном, стоящим на стапель-палубе, путем герметизации корпусов дока и танкера и последующей откачки воды насосами. Контроль прочности и остойчивости дока осуществлялся группой аварийной поддержки Морского Инженерного Бюро (к.т.н. Александр Нильва, к.т.н. Андрей Соловьев). Было проведено моделирование поведения дока, расчеты его прочности и остойчивости при различных вариантах подъема. Для оперативного контроля прочности дока специалисты Бюро и завода изготовили и установили на топ-палубе механические тензометры с индикаторами часового типа. Всего было установлено 10 тензометров - по одному на каждой межпонтонной перемычке на топ-палубах левой и правой башен, которые позволили фактически контролировать в режиме on-line напряженное состояние корпуса дока с целью недопущения перелома. При этом в корпусах обоих объектов был выполнен большой объем подготовительных работ по заделке отверстий, которые нарушали герметичность. Были восстановлены воздушные трубы всех балластных отсеков дока, восстановлена водонепроницаемость палубы безопасности, заменены электропроводка и приводы насосов дока. В настоящее время плавдок и танкер обследуются и готовятся к ремонту. История вопроса: 22 мая 2011 года в ночь с воскресенья на понедельник в последние два понтона дока (5-й и 6-й) начала поступать забортная вода. Док получил дифферент порядка 5 градусов и кормовой оконечностью коснулся грунта. Прогиб возрастал, и чтобы не допустить перелома корпуса дока, было принято решение заполнить водой все балластные отсеки и посадить док полностью на грунт. Примерно к 04:30 23 мая док был посажен на грунт. Над водой осталась только топ-палуба дока, в среднем на высоте 0.5 м над уровнем воды. Вместе с доком затонул из-за технологических вырезов в носовой и средней части находившийся в доке танкер "Волгонефть-263". При этом судно осталось в доке, но сместилось в продольном направлении и развернулось поперек дока. Над водой остался только один ярус надстройки судна. При погружении было затоплено машинное отделение в правой башне дока, и выведены из строя вся электропроводка и электроприводы балластных насосов дока.
12.09.2011
|