Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

«Пожары на флоте – удар по безопасности России»

Такая тема была предложена Северо-Западным бюро РИА Новости для обсуждения на круглом столе, который прошел в Санкт-Петербурге 29 мая 2013 года. Для участия в нем пригласили высококвалифицированных специалистов, проектантов и строителей гражданских судов и военных кораблей, опытных морских офицеров, знающих не понаслышке, что такое пожары на военных кораблях и подводных лодках, представителей спасательных служб и организаций.   
 
Какова текущая ситуация по уровню пожарной безопасности судов и кораблей военно-морского и гражданского флотов России? Каковы результаты работы ответственных министерств и ведомств в конкретных ситуациях? Как обеспечить максимальную пожарную безопасность при строительстве, ремонте и эксплуатации судов и кораблей?  Насколько эффективны системы пожаротушения, которыми оборудованы современные суда и корабли?   Каков потенциал сотрудничества всех сторон, заинтересованных в сохранении и развитии судостроения РФ? Насколько это влияет на безопасность РФ и ее имидж в Мировом океане? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые обсудили участники круглого стола.

Разговор начал заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России, полковник внутренней службы Илья Денисов, приведя печальную статистику:
- За 2011 год пожарами повреждено 80 морских и речных судов, уничтожено 4 морских и речных судна. Возникло 23 396 пожаров, прямой материальный ущерб от них составил  379 048 000 руб. Согласно статистике 2012 года: уничтожено 7 морских и речных судов, 64  судна повреждено, ущерб от этих пожаров составил 1 388 660 000 руб. Это по всей России. По СЗФО в период с 2008 по 2012гг. произошло 82 пожара на морских и речных судах.

Как подчеркнул И. Денисов, МЧС отвечает за тушение пожаров на строящихся судах. Но как только корабль спущен на воду, на нем поднят флаг, ответственным за тушение пожара становится капитан корабля (судна) и команда (экипаж). Правда, и в таких случаях МЧС привлекается к тушению пожаров, когда это необходимо: на гражданских судах при их нахождении во внутренних водоемах и портах. Практика показывает, что развитие пожаров на судах происходит с большой скоростью. Площадь  пожара растет скачкообразно и зависит от конструктивных особенностей судна.  К ним можно отнести большое количество пустот, в которых проложены коммуникации, наличие вентиляционных шахт и каналов и т.д. Бывали случаи, рассказал Илья Павлович, когда пожар возникал в машинном отделении и за считанные минуты перебирался на верхнюю палубу 4-хпалубного судна. Пожары на кораблях характеризуются высокой температурой, большой площадью задымления, что затрудняет, а порой и делает невозможным доступ команды к очагу пожара и его локализацию.

Начальник отдела аварийно-спасательных работ Федерального Государственного учреждения «Госморспасслужба России» Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ Валерий Тимченко подчеркнул в своем выступлении, что практически 90% всех пожаров происходит при стоянке судов у пирсов, в портах, при ремонте в доках. На данный момент в системе «Госморспасслужбы» России существует 9 аварийно-спасательных формирований, которые дислоцируются на всех морских бассейнах Российской Федерации. В эксплуатации «Госморспасслужбы» находятся порядка 100 судов. Как выяснилось, у нас нет специализированных пожарных судов – типа ПЖС и ПЖК, но есть 13 спасательных буксирных судна, способных вести борьбу с пожарами и оказывать любую другую помощь судну, терпящему бедствие в море. К сожалению, их оснащенность оставляет желать лучшего. Да, они имеют водяные и пенные системы тушения. Но средний срок службы таких судов – 30 лет, и почти у всех эти сроки уже вышли, противопожарная система имеет значительный износ и  требует капитального ремонта или замены.

Но прогресс есть: в настоящее время по федеральной целевой программе развития транспорта России ведется строительство многофункциональных спасательных судов, мощностью 4 и 7 мегаватт. Уже построено одно такое судно – «Спасатель Карев», которое сейчас проходит испытания в Кронштадте. К концу года будет спущен на воду 2-й корпус – «Спасатель Кавдейкин». Противопожарная безопасность данных судов соответствует требованиям РМРС, обеспечивается конструктивными элементами, системой пожаротушения, пожарной сигнализацией и комплектами противопожарного снабжения. В состав данных судов входят судовые системы пожаротушения: водяного, локального применения, кислотного и аэрозольного. Также имеются системы пожаротушения для объектов: водяного (лафетные стволы и насосы), пенотушения (для подачи на горящие объекты воздушно-механической пены), порошкового (для тушения пожаров на химовозах и газовозах) и системы водяных завес. Данные суда являются самыми современными и оснащенными по последнему слову техники, даже готовятся получить международные сертификаты. Однако, напомним, их пока только 2,  один из которых еще не сдан.

Можно сказать, что система противопожарного обеспечения на судах флота Минтранса России претерпевает значительные изменения. Но они будут осуществлены только при дальнейшем федеральном финансировании…

Тушить пожары – дело дорогостоящее. Во всех смыслах выгоднее предотвратить их. И именно об этом пошел разговор, когда микрофон оказался в руках директора компании «Морские Комплексные Системы» Михаила Моцака.

«За 50 послевоенных лет в ВМФ СССР произошло 719 пожаров на военных кораблях. Это 1,5 пожара в месяц. На надводных кораблях произошло примерно в 2 раза больше пожаров, чем на подводных лодках», - отметил вице-адмирал в отставке, Герой России М.В. Моцак. Михаил Васильевич напомнил о тяжелейших катастрофах подводных лодок «К-8» и «Комсомолец». Подводная лодка «К-8» затонула в результате пожара в 1972г., тогда погибло 56 подводников. Подводная лодка «Комсомолец» затонула в  1989 году, погибло 42 человека. Ситуация развивалась одинаково: на лодке начался пожар, произошла разгерметизация корабля, в результате погибли корабли и люди. Многие помнят и 2 серьезных пожара на надводных кораблях: малый ракетный корабль «Муссон», когда в пожаре сгорели заживо больше 30 человек личного состава, и БПК «Отважный» (Черноморский флот).  На «Отважном» удалось спасти часть личного состава, но  сам корабль утонул. 18% всех погибших кораблей в мире погибли от пожаров».

«К сожалению, в ВМФ СССР никогда не говорили о конструктивных недостатках кораблей и подводных лодок. Всегда виноват был личный состав кораблей или в лучшем случае – соединений. Бывший командующий ВМФ С.Г. Горшков говорил, что нет аварийности, оправданной и неизбежной. Аварийность и условия ее существования создают люди, своей неорганизованностью, недисциплинированностью и безграмотностью. И его слова считались непререкаемыми. На самом деле мировая статистика говорит о том, что в 31% случаев пожары на суднах произошли из-за конструктивных особенностей судов и применяемых  при их строительстве материалов, не соответствующих характеристикам негорючести. И об этом почему-то все  молчат - посетовал вице-адмирал в отставке, завершая свое основное выступление.

Начальник управления надводных кораблей НИИ Кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «ВМА» Сергей СОЛОВЬЕВ рассказал присутствующим о том, как его организация анализирует  аварийные ситуации и работает над устранением  конструктивных недостатков: «Мы в первую очередь обращаем внимание на снижение горючей нагрузки и конструктивную противопожарную защиту. Боевые корабли более энерговооруженные, имеют больше средств автоматизации, чем гражданские суда, поэтому горючая нагрузка на них выше. Мы стараемся ее снизить за счет конструктивных мероприятий: исключаем из отделки горючие материалы. Применяем активно международный опыт».

Но, как выяснилось, это не простое дело – внедрение новых технологий. Применяемые в российском судостроении ГОСТы морально устарели и потеряли свою актуальность. Это затрудняет работу проектантов и судостроителей. Есть хорошая методика расчетов пожарных рисков, расчета уровня безопасности объектов у МЧС. И представители МЧС готовы обмениваться опытом с коллегами из ВМФ, ради общего дела.

От имени проектантов высказались начальник отдела общесудовых систем Сергей Гнитиев и начальник сектора противопожарных систем Алексей Саватеев из ОАО ЦМКБ «Алмаз». Спектр проектируемых заказов ЦКБ «Алмаз» достаточно широк: от катеров до судов водоизмещением до 5 000 тонн. На этих судах существует разная пожарная нагрузка и разные нормативы взрыво- и пожарозащищенности надводных кораблей. Нормативы во многом устарели, и сейчас актуальна работа по их корректировке в сторону повышения эффективности. Сергей Дмитриевич удивил присутствующих журналистов, рассказав, что на современном корабле существует порядка 40 общесудовых систем, из которых 20% - это системы пожаротушения различного назначения. Основные системы многократно дублируются, чтобы создать возможность тушения пожара в любой точке судна или корабля с помощью  обыкновенных пожарных шлангов и распылителей. В то же время, наши немецкие коллеги, как правило, удовлетворяются 2-3 системами, и считают, что этого вполне достаточно. Управление такими системами и работа экипажа значительно упрощаются.  Российские проектировщики в последние годы  стараются внедрить и у нас высокоэффективные современные системы. Например, система тонкораспыленной воды. Этот опыт мы переняли у зарубежных коллег, строящих пассажирские суда и боевые корабли флотов НАТО. В результате тонкого распыления воды происходит  резкое понижение температуры и резко улучшается видимость в момент тушения пожара, исчезает задымление. ЦМКБ «Алмаз» сейчас работает также и в направлении замены огромного количества малоэффективных старых моделей огнетушителей на новые, с тонким распылением и с добавками из поверхностно-активных веществ, которые позволяют гасить очаги пожаров в течение нескольких секунд, за счет закрытия очага пожара тонкой пленкой. Необходимое количество  новых огнетушителей в разы меньше тех, что применяются сейчас. ЦМКБ «Малахит» проводило исследования в этом направлении. А в ЦКБ «Алмаз»  велись работы на базе импортных огнетушителей. Эффективность поразительная!

 «Но надо понимать, что человеческий фактор будет присутствовать при любой ситуации, - подчеркнул Алексей Саватеев. - Сжечь можно, что угодно. Какой бы ни была эффективной система - ее нужно содержать и обслуживать, правильно эксплуатировать. И это делают реальные люди. Поэтому необходимо помнить и о  наиважнейшей задаче: соблюдение режима пожарной безопасности на объектах».

Тему подхватил вице-адмирал Геннадий Радзевский: «Я в свое время командовал дивизией и эскадрой, поэтому хорошо знаю, что такое пожары на флоте. Но за все годы службы ко мне ни разу не подошел ни один проектировщик и не спросил: что нужно практически тебе для эффективного тушения пожаров? Мое предложение: надо изменить методологию подхода к этой работе: необходимо слушать специалистов! Мы зачастую жалеем деньги на элементарные предупредительные системы и мероприятия: на портативные дыхательные аппараты, на тамбур перед люком или перед дверью. Не думаем о том, чтобы организовать подачу в самые удаленные помещения корабля через трубу огнегасителей. И, конечно, надо применять в современном  судостроении новые материалы,  более безопасные и огнестойкие».

Позицию судостроителей высказал начальник производства мебели, заместитель генерального директора  ОАО «ЦС Звездочка» Валерий ВОРОБЬЕВ. Он напомнил присутствующим, что «Звездочка» - могучее предприятие, численность персонала которого превышает 20 000 человек, филиалы предприятия есть по всей стране, от Белого моря до Каспийского и Черного.

«Я 35 лет работаю в судостроении, - сказал Валерий Михайлович, – и утверждаю, что пожар на корабле – это страшное событие, в котором все предусмотреть невозможно. В отличие от гражданских зданий, на кораблях есть масса скрытых помещений, коридоров для распространения огня.  Материалы, применяемые при строительстве кораблей, быстро и сильно горят. И какие бы ни были прекрасные средства пожаротушения, доставить их быстро к очагу затруднительно, а зачастую - невозможно. На корабле очень много мест, где трудно обнаружить пожар. Я скажу простым языком: если на корабле есть, чему гореть, и есть, кому поджигать, то ни одно средство пожаротушения не спасет корабль. А потери на боевых кораблях значительно больше, чем на гражданском флоте. Один ракетоносец, который не очень сильно обгорел, - это больше миллиарда рублей потерь».

«Мы  на «Звездочке» стараемся быть фильтром, не допускающим в производство материалы, не одобренные НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ, не прошедшие испытания. У нас раз в 2 года в Северодвинске проходит конференция по судовой мебели. И мы видим, что существует конфликт интересов. Мелкие производители готовы изготавливать любую мебель, даже из ДСП, их не заботит пожарная безопасность. Но мы всегда стоим твердо и не допускаем применения таких опасных и легко воспламеняемых материалов».

Так неужели нельзя сделать такое судно, которое не будет гореть? – задали вопрос присутствующим журналисты.

Ответ на этот вопрос был однозначным: существует множество факторов, которые не позволят свести горючесть кораблей и судов к нулю. Но значительно уменьшить этот показатель можно, причем, еще на уровне проектирования и судостроения. 

«Мне посчастливилось в свое время общаться с советником Правительства Великобритании по вопросам пожарной безопасности, который рассказал, что 20 лет назад была принята правительственная программа о замене при производстве мебели горючих материалов на негорючие, - поделился воспоминаниями заместитель начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России по противопожарной обороне Илья Денисов. -   За 20 лет старый парк мебели вышел из строя и был полностью заменен на новый. И количество погибших на пожарах уменьшилось в разы: если раньше гибло 200 человек, то стало 7. Примерно в такой пропорции. Потому уверенно могу сказать, что применение негорючих материалов в судостроении – очень перспективное направление, доказанное мировой практикой».

Заместитель генерального директора  ОАО «ЦС Звездочка» Валерий ВОРОБЬЕВ отметил, что та работа, которую делает компания «Морские комплексные Системы»  по созданию и внедрению в судостроение негорючих материалов для зашивок, выгородок, переборок, для изготовления мебели, которые не выделяют ядовитых веществ – эта работа бесценна. При пожарах часто люди погибают не от огня, а от  отравления угарным газом. А у нас по-прежнему есть корабли, где установлена, например, мебель из ДСП…

Действительно, компания «Морские Комплексные Системы», которую представлял на круглом столе ее директор, Михаил МОЦАК, в последние годы активно предлагает новые материалы в судостроении и кораблестроении.

«Первым нас услышал «Алмаз», и мы благодарны им за это, - сказал Михаил Моцак. – Проектные бюро, разрабатывающие проекты подводных лодок, как правило,  традиционно консервативны в подходах к применению материалов. Большая часть регламентирующих документов, которыми пользуется военно-морской флот и вооруженные силы, датированы 90-ми годами и созданы на основе опыта эксплуатации советских кораблей. Эти регламенты не учитывают тот скачок, который произошел в кораблестроении за последние 20 лет! Когда руководствуешься нормативными документами на основе опыта прошлого века, трудно  обеспечить безопасность корабля! Тем не менее, мы нашли отклик у профессионалов проектных бюро. Они искренне служат своему делу и стараются исправить ситуацию к лучшему».

Михаил Васильевич также отметил, что компания, которой он руководит, работает комплексно в вопросе обеспечения пожарной безопасности на судах и кораблях. В рамках многочисленных проектов по достройке и обеспечению пожарной безопасности  внутренних помещений на судах и кораблях ВМФ специалистами компании были  с нуля разработаны  и испытаны конструктивные узлы и альбомы базальтовой изоляции, заменившей малоэффективную (а в ряде случаев даже вредную) изоляцию прошлого поколения. Также, в рамках комплексного обустройства внутренних помещений компания «МКС» применяет новые негорючие панели из природного материала вермикулита. Поскольку пожар идет по палубе, в проектах было применено  специализированное наливное палубное покрытие, которое является негорючим.

Осуществляя научно-технические разработки, компания «МКС» предложила к рассмотрению в ВМФ применение специального каучукового негорючего покрытия, срок службы которого составляет 30 лет и применение которого позволит обеспечить сохранность оборудования и систем судов и кораблей в случае пожара.

Отдельно нужно сказать о внедрении на российский рынок судовой мебели «Strongbox System», изготавливающейся из листовой стали, с трудногорючим покрытием, стилизованным «под дерево». Более того, в рамках программы импортозамещения между ООО «МКС» и ОАО «ЦС «Звездочка» заключен договор, согласно которому «МКС» производит передачу технологий производства подобной мебели на этом заводе, и уже есть первые результаты. Также по проекту импортозамещения налажена линия выпуска огнезащитного покрытия.  

Все предлагаемые ООО «МКС»  материалы в широком спектре применимы как в военном кораблестроении, так и в гражданском судостроении, в том числе  на ледоколах и на плавучих атомных электростанциях.

Государственная программа перевооружения предусматривает, что мы в ближайшее время построим не менее 120 новых боевых кораблей основных классов. И за этот же период времени, до 2020-го года, мы должны построить 1 400 гражданских судов. Их них примерно 30 -35% будут построены за границей. Но 850 единиц будут строиться на верфях Российской Федерации. И надо, чтобы новый российский флот, гражданский и военный, был построен с применением новейших технологий и материалов, обеспечивающих безопасность и кораблей, и экипажей.

Материал подготовлен пресс-службой ООО «Морские Комплексные системы»


31.05.2013

Ознакомиться с электронным представительством компании Морские Комплексные Системы (МКС), ООО

Пресс-служба:
Арина Шостак
Тел.: +7 (812) 441-24-01
Моб.тел.: +7 (921) 595 12 39
E-mail: a.shostak@mngs-spb.com

ООО «Морские Комплексные Системы» (МКС) осуществляет свою деятельность в области проектирования, поставок и монтаже материалов и комплексных решений для антикоррозионной, тепловой и противопожарной защиты конструкций и судовых систем, продвигающая на судостроительный рынок передовые технологии комплексного переоборудования внутренних и служебных помещений кораблей и гражданских судов.

Мини-каталог: www.marine-system.mmarket.ru

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2022, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх