Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Проекты речных грузопассажирских судов для местных линий с ледовой категорией Лед 40

18 ноября 2013 года в Федеральном агентстве морского и речного флота состоялось под руководством заместителя руководителя Росморречфлота Виктора Вовка заседание Рабочей группы по координации, научно-техническому и организационному сопровождению работ по реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы".
 
На заседании Рабочей группы выступил генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров с докладом по результатам разработки технических проектов речных грузопассажирских судов для местных линий с ледовой категорией Лед 40:
 
• грузопассажирское судно проекта RPF14 вместимостью 200 человек и 2 автомашины типа "Камаз";
• грузопассажирское судно проекта RPF15 вместимостью 50 человек и одной автомашины типа "Камаз".
 
Задача решалась на основе базовых условий Архангельского региона.
 
Работа выполнялась совместно с ЦНИИ морского флота (моделирование, экономические расчеты) во взаимодействии со специалистами Агентства по транспорту Архангельской области.
 
1. На внутренних водных путях Архангельской области работает около 50 переправ и около 20 транспортных операторов, только по Архангельску перевозящих до 1,2 млн. пассажиров в год. 90% пассажиров перевозит ОАО "Архангельский речной порт".
 
Следует обратить внимание на наименование "Внутригородские островные пассажирские речные линии", так как именно с наличием многочисленных островов на Северной Двине и отсутствие, как правило, мостов, связывающих эти острова с остальной частью города и друг с другом, связана особая роль водного транспорта в перевозках жителей Архангельска.
 
Более 20 тысяч жителей города Архангельска и Приморского муниципального района, проживающих на островах дельты р. Северная Двина, нуждаются в постоянных речных внутригородских и пригородных перевозках.
 
Речные перевозки в Архангельске очень востребованы жителями, поскольку с некоторыми островными частями города это единственный путь сообщения в летний период. Муниципалитет выделяет более 42 млн. рублей в год на датирование пассажирских перевозок по реке.
 
В период льдообразования и ледохода (осенью от месяца до трех и весной три-четыре недели) обстановка становится просто катастрофической, так как перевозка пассажиров с 70-х годов прошлого столетия обеспечивается буксирами (пассажирских судов с требуемой ледовой категорией в наличии нет), имеющими достаточную для работы в ледовых условиях категорию, ледопроходимость и прочность корпуса. Буксиры перевозят жителей до момента появления устойчивого прочного ледового покрова на реке.
 
Такие перевозки осуществляются с нарушением "Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте", утвержденных постановлением N72 Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. и требований правил РРР, на борту буксира часто размещают до 100 пассажиров.
 
В период ледохода на обслуживание внутригородских островных пассажирских переправ привлекаются буксиры ОАО "Архангельский морской торговый порт" и ООО "Экотэк-Бункер".
 
В "час пик" буксиры делают дополнительные рейсы по мере накопления пассажиров на причалах. Кроме перевозки горожан, буксиры выполняют функции дежурного судна, оставаясь в ночное время на островах для срочной доставки больных, решения задач МВД и МЧС, обеспечения срочной доставки продуктов и медикаментов для населения островов.
 
В период ледохода и ледостава перевозка горожан осуществляется бесплатно (например, в 2011 году буксирами было перевезено 170 тыс. человек, более 5 тысяч горожан в сутки).
 
Проблемы есть даже тогда, когда ледоход прекратился.
 
С одной стороны каждую зиму создаются пешеходные и транспортные ледовых переправы, но с другой стороны грузовые суда, заходящие в порт, разрушают ледовый покров на реке Северная Двина, создают ледовые каналы и торосы, мешают наведению пешеходных переправ через реку.
 
Наконец, в 2012 году Северная Двина не замерзала до декабря, а ледовые транспортные и пешеходные переправы были открыты только в третью декаду января 2012 года, при этом из-за ледообразования пришлось перевозить пассажиров 2,5 месяца буксирами.
 
Особенность именно Архангельска в том, что нет других речных судов, способных обеспечить транспортное сообщение с островными территориями в период ледостава, кроме буксиров ледокольного класса, поэтому создание грузопассажирского (на 200 пассажиров и два грузовых автомобиля типа "Камаз") судов, способных работать в таких условиях (с ледовой категорией Лед 40 и с относительно большой осадкой, до 2,40 м), является важной и актуальной задачей.
 
2. В верховьях Северной Двины действует около 50 речных переправ. Суда, работающие на переправах, физически и морально устарели, что либо приводит к отсутствию коммуникаций вообще, либо к нарушениям, что в свою очередь небезопасно.
 
Как пример, можно рассмотреть переправу Березник - Осиново (Виноградовский район). Работает летом 7 раз в день с 07.15 по 19.00 (по Березникам). В сельском населенном пункте Осиново постоянно проживает 1 414 человек, в летний период население удваивается за счёт приезжих. "На переправе Березник-Осиново работал паром "СП-17". Грузоподъемность судна составляет 60 тонн, вместимость - 77 человек. Паром был построен в 1979 году. За 30 лет эксплуатации судна его капитальный ремонт ни разу не производился. Предварительная сметная стоимость ремонта составляет 14,5 миллионов рублей. В 2012 году после очередного освидетельствования муниципального парома Российский речной регистр запретил эксплуатацию судна. В результате весной 2013 года отрезанными от "большой земли" оказались около полутора тысяч жителей поселка Осиново. Было прекращено пассажирское и продовольственное сообщение островных поселений с материком".
 
Основными проблемами речных пассажирских перевозок на местных линиях Архангельской области являются:
 
• устаревший флот пассажирских судов для местных линий (средний возраст - 37 лет);
• постоянный рост цен на топливо и энергоресурсы;
• сезонность работы предприятий, эксплуатирующих флот пассажирских судов для местных линий;
• отсутствие освещаемой обстановки на ВВП бассейна в период темных ночей, вдвое снижающее использование флота;
• ограниченное финансирование из бюджета убытков по пассажирским перевозкам, препятствующее проведению полноценных ремонтов и развитию инфраструктуры, используемой для осуществления пассажирских перевозок на местных линиях;
• разрушенные причальные стенки - невозможность швартовки пассажирским судам для местных линий;
• в ряде случаев конкуренция с автодорожным транспортом - существуют линии, где добраться от пункта отправления до пункта назначения можно дорогой, причем иногда выходит в несколько раз быстрее.
 
Анализ показал, что для местных переправ Архангельской области рекомендуется использовать новый мелкосидящий грузопассажирский паром на 50 пассажиров и 1 грузовой автомобиль типа "Камаз" (взамен существующих и близких по параметрам судов проектов 774, М-105, ДО-57).
 
3. Рассматриваемые речные пассажирские и грузопассажирские суда для местных линий по продолжительности рейса и назначению по классификации Санитарных норм для судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания (СанПин 2.5.2.-703-98) относятся к III группе. Это суда внутреннего плавания внутригородских, пригородных линий, что собственно, определяет их архитектурно-конструктивный тип, наличие специальных помещений, требования к площадям помещений, освещенности, системам водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха и т. п.
 
Типовой состав экипажа:
• капитан-механик;
• матрос;
• кассир (как правило, женщина).
 
В условиях Архангельска суда могут оставаться на островах на ночь. Поэтому должны быть предусмотрены помещение для отдыха экипажа, с выделением места отдыха для кассира и место для разогрева пищи.
 
Суда для местных линий могут иметь в большей или меньшей степени (в зависимости от условий эксплуатации) упрощенную форму корпуса. От экстремально упрощенной "понтонной" формы у относительно тихоходных грузопассажирских паромов, работающих на коротких линиях мелководных переправ с одного берега на другой со скоростями хода до 10-12 км/ч, до умеренно упрощенной (сломы по скуле и отсутствие двухплоскостной кривизны днища кормовой оконечности) у паромов со скоростями хода до 15-24 км/ч.
 
Грузопассажирские паромы "челночного" типа в надводной части имеют симметричные формы носовой и кормовой оконечностей для обеспечения единообразия условий погрузки/выгрузки как с носа так и с кормы.
 
Форштевень пассажирских судов выполняется наклонным в надводной части и с подъемом днища в подводной для обеспечения возможности причаливания носом к берегу в необорудованных местах для посадки и высадки пассажиров с носа.
 
Грузопассажирские паромы в надводной части имеют носовой и кормовой транцы для обеспечения установки аппарели и причаливанию носом к местам погрузки/выгрузки.
 
Кормовые обводы в подводной части (в особенности для судов с экстремально ограниченной осадкой) имеют характерные туннельные образования для обеспечения условий работы гребных винтов.
 
Машинное отделение, помещения экипажа на всех судах размещаются в кормовой части для обеспечения удобства сообщения экипажа с МО и рулевой рубкой, оптимальной компоновки пассажирской зоны.
 
Для "северных" вариантов судов с учетом климатических условий предусматриваются закрытые ходовые мостики от борта до борта.
 
На грузопассажирских паромах "челночного" типа (с носовой и кормовой аппарелями):
 
• салон/салоны для пассажиров размещается по возможности в один ярус в бортовых надстройках средней части судна с одного или обоих бортов;
• центральная часть главной палубы предусматривается для размещения автомобилей и другой колесной техники с возможностью сквозного проезда с носа в корму и наоборот (погрузка/выгрузка с помощью носовой и кормовой аппарелей);
• рулевая рубка размещается в средней части судна на мостике над грузовой зоной с возможностью кругового обзора (для удобства контроля за пассажирской и грузовой зонами) обеспечивая одинаковые условия обзора как при подходе к причалу/швартовке как носом так и кормой.
 
Грузопассажирские паромы, как правило, гладкопалубные с относительно небольшими седловатостями грузовой палубы в носу и корме (у аппарелей).
 
Крыши полностью закрытых рулевых рубок от борта до борта имеют седловатость для обеспечения слива дождевой воды.
 
На таких судах судовая энергетическая установка дизельная. Причем, как правило, применяется два главных двигателся с двухвальной установкой с гребными винтами и рулями/направляющими насадками, обеспечивающая соответствующие пропульсивные качества и достаточную маневренность для данных судов с большим соотношением ширины к осадке.
 
4. В правилах порта Архангельск указано, что с наступлением ледостава к работе в пределах Архангельска допускаются суда, имеющие ледовую категорию РС Ice 1 (или их эквивалент в классе РРР "Лед 40"), которая позволяет работать судам в мелкобитом льду толщиной до 40 см.
 
Островные территории города Архангельска в дельте реки Северная Двина, а также сама Северная Двина выше города Архангельск, относятся к разряду "Р", поэтому суда должны иметь класс РРР Р1,2 (высота волны 1,2 м 1% обеспеченности).
 
Таким образом, для судов, предназначенных для работе в районе Архангельске, требуется класс РРР Р1,2 (Лед 40). Для судов, которые будут работать на местных областных линиях исключительно в безледовой обстановки можно рекомендовать просто Р1,2. Если же все равно придется эксплуатировать судно в условиях ледохода, то остается в силе первая рекомендация.
 
5. Как показало изучение условий работы судов в районе Архангельска, глубина на основном ходу около 4 м, но у берегов уменьшается до 2,5-3 м, соответственно осадку у городских судов не следует делать более 2,4 м, но с другой стороны, с учетом того, что работа предполагается в сильнозашугованных условиях, и уменьшать осадку не рекомендуется, иначе будут забиваться винты и судно будет терять ход.
 
По длине судно не должно превышать 40 метров, чтобы не мешать судовому ходу, так как паром будет в условиях города швартоваться поперек реки. Из условий маневрирования на течении ширина ограничивается значением в 10 м.
 
Необходим бортовой лацпорт для высадки пассажиров при отсутствии загрузки автомобилями.
 
В соответствии с особенностями эксплуатации (в ночное время суда могут оставаться на островах для срочной доставки больных, решения задач МВД и МЧС, обеспечения срочной доставки продуктов и медикаментов для населения островов), по рекомендации эксплуатирующей организации, должны приниматься следующие параметры автономности: по топливу - 5 суток, по прочим видам запасов - 2 суток.
 
В результате было разработано грузопассажирское судно проекта RPF14 вместимостью 200 человек и 2 автомашины типа "Камаз". Проект предназначен для эксплуатации на островных территориях города Архангельска в дельте реки Северная Двина, а также на других местных линиях в северных регионах Российской Федерации, где необходимо работать в ледовых условиях.
 
Принятый архитектурно - конструктивный тип: стальное самоходное двухвинтовое судно с транцевой носовой и транцевой кормовой оконечностями, с избыточным надводным бортом, с расположенными побортно надстройками, выполненными из сплава АМг5, с носовой и кормовой аппарелями, со средним расположением рулевой рубки, с машинным отделением в кормовой части.
 
Пассажиры размещаются на сидячих местах в двух пассажирских салонах, а также на открытых частях прогулочной палубы. На судне предусмотрены туалеты для пассажиров.
 
На переборках пассажирских салонов возле крайних сидений предусмотрена установка откидных детских люлек (8 штук).
 
Для размещения экипажа численностью 3 человека предназначается дежурное помещение, в котором располагается оборудование для хранения и подогрева пищи, а также места для кратковременного отдыха экипажа.
 
Основные характеристики парома проекта RPF14:
 
Длина габаритная, м - 39.60;
Длина между перпендикулярами, м - 38.22;
Ширина габаритная, м - 10.20;
Ширина наибольшая, м - 10.00;
Высота борта на миделе, м - 4.20;
Высота габаритная от ОП до несъемных частей (не более), м - 15.70;
Осадка по КВЛ (проектная), м - 2.40;
Дедвейт при осадке по КВЛ, т - 349;
Автономность по запасам, сут - 2;
Площадь грузовой палубы, кв. м - 190;
Длина грузовой палубы, м - 35;
Пассажировместимость, чел - 200;
Класс РРР - Р1,2 (лед40) А;
Максимальная мощность ГД, кВт - 2х479;
Винто-рулевое устройство - 2 ВФШ + 2 руля;
Вспомогательные ДГ, кВт - 2х130;
Аварийный ДГ, кВт - 28;
Экипаж, чел - 3;
Скорость хода на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 2.4 м при 85% мощности ГД, км/ч - 20.0.
 
6. Паром для местных областных линий предполагается для переправ с мелководным участками, глубина на участках до 0.7-0.8 м.
 
Необходима свободная палуба длиной около 20 м (для размещения в длину самосвала или автопоезда). Нагрузка на ось - 15 т.
 
Сидячих мест около 40. Остальные могут перевозиться стоя.
 
Требуется носовая аппарель примерно 5x5 метров, чтобы обеспечить выгрузку автотехники на необорудованном берегу. В соответствии с условиями эксплуатации рекомендуется автономность по всем видам запасов 2 суток.
 
В результате было разработано грузопассажирское судно проекта RPF15 вместимостью 50 человек и одной автомашины типа "Камаз". Проект предназначен для эксплуатации на областных переправах Архангельской области, а также на других местных линиях в северных регионах Российской Федерации, где необходимо как на малых глубинах, так и работать в ледовых условиях.
 
Принятый архитектурно - конструктивный тип: стальной самоходной двухвинтовой паром с наклонным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью, с избыточным надводным бортом, с кормовой рубкой, без бака, с ютом, с машинным отделением в кормовой части, с носовой аппарелью.
 
Пассажиры размещаются на сидячих местах в пассажирском салоне на главной палубе (40 мест), остальные - стоя.
 
На переборках пассажирских салонов возле крайних сидений предусмотрена установка откидных детских люлек (4 штук).
 
Для размещения экипажа численностью 3 человека предназначается дежурное помещение, в котором располагается оборудование для хранения и подогрева пищи, а также места для кратковременного отдыха экипажа.
 
Основные характеристики парома проекта RPF15:
 
Длина габаритная (с аппарелью, закрепленной по-походному), м - 37.68;
Ширина габаритная (с привальным брусом), м - 8.614;
Ширина (по корпусу), м - 8.50;
Высота борта, м - 1.40;
Высота габаритная от ОП до несъемных частей (не более), м - 12.06;
Осадка по КВЛ (проектная), м - 0.75;
Дедвейт при осадке по КВЛ, т - 75.8;
Автономность по запасам, сут - 2;
Пассажировместимость, чел. - 50;
Класс РРР - Р1,2 (лед40);
Максимальная мощность ГД, кВт - 2х148;
Винто-рулевое устройство - 2 ВФШ + 2 руля;
Вспомогательные ДГ, кВт - 2х30,6;
Экипаж, чел - 3;
Скорость хода на глубокой тихой воде для свежеокрашенного корпуса без обрастания при осадке 0.7 м при 85% мощности ГД, км/ч, не менее - 15.0.
 
Таким образом, разработаны два технических проекта речных грузопассажирских судов для местных линий с ледовой категорией Лед 40, ориентированных на потребности Архангельска и региона:
 
• грузопассажирское судно проекта RPF14 вместимостью 200 человек и 2 автомашины типа "Камаз";
• грузопассажирское судно проекта RPF15 вместимостью 50 человек и одной автомашины типа "Камаз".


19.11.2013

Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ)

КОНТАКТЫ
Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2019, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх