 Совет учебно-методического объединения по образованию в области кораблестроения и океанотехники В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете 2 апреля открылось двухдневное заседание Совета учебно-методического объединения по образованию в области кораблестроения и океанотехники. В мероприятии приняли участие представители морских технических вузов, промышленных предприятий и научных организаций Санкт-Петербурга и России. Накануне с докладами выступили и.о. ректора СПбГМТУ Евгений Апполонов и генеральный директор Крыловского государственного научного центра Андрей Дутов. В озвученной Евгением Апполоновым стратегии российского кораблестроительного образования учитывались существующие проблемы и были намечены пути их решения. По словам и.о. ректора Корабелки, за последние двадцать лет произошло разрушение отечественного кораблестроительного образования. Недостаточное бюджетное финансирование подвело университет к опасной черте, поскольку начались необратимые процессы, связанные с нарушением преемственности поколений профессорско-преподавательского состава. Кроме того, средняя зарплата преподавателей вуза отстает от достигнутого уровня на предприятиях в целом по судостроительной промышленности в 1,8 раза, по научным центрам и проектным бюро Санкт-Петербурга – в 2,5-3 раза. В числе актуальных задач – необходимость модернизации университетской инфраструктуры: от лабораторной базы до общежитий, и выполнение работы по совершенствованию системы подготовки кадров. Как уже неоднократно заявлял руководитель СПбГМТУ, необходимо осуществление комплексных эффективных мероприятий, направленных на кардинальную интеграцию СПбГМТУ с предприятиями судостроительной промышленности. Увеличение бюджетного финансирования вуза возможно только за счет расширения перечня направлений вузовской подготовки, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Если в указанный перечень будут включены направления «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», а также «Корабельное вооружение» это может обеспечить рост бюджетного финансирования вуза в 1,5-2 раза. Но данный вопрос реально решить только на уровне Правительства РФ. Поддержка ожидается и от предприятий. В частности, предлагается предусмотреть в смете организаций судпрома и концернов строку для целевого финансирования подготовки кадров и обеспечить ее реализацию. Внебюджетное финансирование может быть обеспечено за счет увеличения объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по федеральным целевым программам, по заказам промышленности. В настоящий момент СПбГМТУ прикладывает много сил в этом направлении. По словам Апполонова, на стадии подписания находится несколько контрактов. В некоторых из них университет выступает в качестве головной организации. Динамика увеличения объема НИОКР в университете положительная. Если в 2012 году объем НИОКР составил 451 млн. рублей, то в прошлом году этот показатель вырос до 611,8 млн. рублей, а в текущем году, предполагается, что эта цифра возрастет до 750 млн. рублей. В качестве дополнительных мер, направленных на развитие кораблестроительного образования руководство СПбГМТУ отмечает необходимость принятия более низкой нормы загрузки профессорско-преподавательского состава, путем сокращения количества студентов с 10 до 5 в расчете на одного преподавателя. Также предлагается ликвидировать систему «подушевого» финансирования вуза. Существующий подход приводит к резкому снижению качества подготовки специалистов, поскольку университет не заинтересован в потере контингента обучаемых, и, соответственно, в сокращении численности преподавателей. Для решения проблемы привлечения к преподавательской деятельности молодежи, по мнению Евгения Апполонова, было бы целесообразно увеличить зарплату ассистента до 30-35 тысяч рублей. В настоящее время она составляет 9-12 тысяч рублей. Другой мерой мотивирования вузовского молодняка является расширение системы академической мобильности студентов, аспирантов и молодых преподавателей. Надо добавить, что эта практика уже активно внедряется вузом. За последнее время состоялись визиты студентов СПбГМТУ в учебные и промышленные учреждения Китая, Великобритании, Франции. Необходимо и решение жилищной проблемы молодых специалистов. Для этого может быть предложено софинансирование строительства жилья для сотрудников университета и введена процедура оказания помощи в оплате аренды жилья. Закрепить молодежь на кафедрах, по мнению ректора СПбГМТУ поможет увеличение количества мест в бюджетной аспирантуре по сравнению с существующими нормами, а также введение бюджетной целевой аспирантуры для подготовки преподавательских кадров Университета. Нельзя забывать и о социальной составляющей. Вузовской молодежи должны быть обеспечены возможности для занятий физкультурой и спортом, что обусловливает необходимость развития соответствующей инфраструктуры университета: введение в строй бассейна, развитие спортзалов и других спортивных сооружений (скалодрома, гребной базы, яхт-клуба). Несмотря на то, что много усилий уделяется обеспечению двухступенчатой формы обучения, практика показывает, что дипломированные специалисты – морские инженеры – наиболее востребованы на предприятиях, специализирующихся на проектировании и постройке техники оборонного назначения. В инициативном порядке СПбГМТУ разработал три Федеральных государственных образовательных стандарта (ФГОС) 3 поколения специалитета, включение которых в учебный процесс позволит решить проблему подготовки инженерных кадров практически для всех основных отраслей судостроения и кораблестроения. В числе этих стандартов: • «Проектирование и постройка кораблей, судов и объектов океанотехники»; • «Проектирование, изготовление и ремонт энергетических установок и систем автоматизации кораблей и судов»; • «Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационно-управляющих систем». Перечисленные стандарты были утверждены приказом Минобрнауки РФ. Однако начавшийся летом 2013 года процесс переработки ФГОС ВПО пока не позволяет внедрить выполненные разработки в учебный процесс. В качестве одной из стратегических задач, влияющих на повышение эффективности различных видов деятельности вуза, в СПбГМТУ рассматривают внедрение сетевых сервисов на базе технических платформ – виртуальной коллаборативной среды SakaiCLE и видеоконференцсистемы высокого разрешения RadvisionScopiaXT. Повышению качества судостроительного образования будет существенно способствовать и процесс создания базовых кафедр на предприятиях отрасли. Первая из кафедр уже создана на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Реализация предлагаемых мер позволит повысить рейтинг университета и обеспечит решение сложнейших государственных задач, поставленных перед судостроительной отраслью, остро нуждающейся в квалифицированных кадрах, обладающих необходимыми компетенциями. С интересным докладом о перспективах отечественного гражданского судостроения выступил генеральный директор ФГУП «Крыловский ГНЦ» и председатель совета директоров ОАО «ОСК» Андрей Дутов. Он напомнил задачи, предусмотренные государственной программой развития судостроения до 2030 года: • Создание научного задела и внедрение новых разработок; • Стимулирование спроса на гражданскую продукцию; • Развитие инжиниринговых услуг; • Локализация комплектующего оборудования; • Наращивание производственных мощностей. По мнению Дутова, технические вузы могут и должны активизировать свое участие в реализации федеральных целевых программ в сфере судостроения. Приведенные докладчиком цифры свидетельствуют о том, что только по ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы различными вузами было выполнено 49 контрактов на общую сумму 2,5 млрд.рублей. Проректор по научной работе СПбГМТУ Анатолий Филимонов дал справку об участии университета в выполнении работ по федерально-целевым программам. По словам проректора, всего в 2013 году по 3 ФЦП выполнялась 21 работа объемом финансирования более 90 млн.рублей. При этом по ФЦП «Развитие гражданской морской техники» Минпромторгом РФ финансировалось 18 проектов общим объемом на 83 млн.рублей. По одной работе СПбГМТУ являлся главным исполнителем с финансированием 45 млн.рублей, по остальным 17 проектам университет выступал в качестве соисполнителя. Также два проекта выполнялись вузом в качестве соисполнителя по ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса России на 2011-2020 годы» на сумму 13 млн.рублей и один проект финансировался Минобрнауки РФ в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы». В рамках программы первого дня заседания Совета учебно-методического объединения по образованию в области кораблестроения и океанотехники также прозвучали доклады профессора нижегородского государственного технического университета Сергея Хрункова, доцента Дальневосточного государственного технического университета Константина Грибова, проректора ГУМРФ им. адм.С.О.Макарова – Елены Лаврентьевой. Сергей Хрунков внес предложение по организации и проведению в кораблестроительных вузах России публичного лектория по проблемам кораблестроения и флота. Константин Грибов рассказал об опыте работы Инженерной школы Дальневосточного федерального университета с ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта». Елена Лаврентьева рассмотрела аспекты развития прикладного бакалавриата в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. С интересными презентациями также выступили представители ОАО «ОСК» и ООО «Балтийский завод-судостроение», рассказавшие о кадровой политике судостроительных предприятий.
04.04.2014
|
Ознакомиться с электронным представительством компании Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) Александр Бутенин, помощник ректора СПбГМТУ по связям с общественностью, к.э.н. +7 921 634 07 08 e-mail: butenin.alexandr@gmail.com  | Пресс-релизы компании |
|