Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Рассмотрение в Росморречфлоте проекта CNF18 железнодорожного грузопассажирского парома для Каспийского моря

12 декабря 2014 года в Федеральном агентстве морского и речного транспорта Министерства транспорта России состоялось под руководством заместителя руководителя Росморречфлота Юрия Костина заседание Рабочей группы по координации, научно-техническому и организационному сопровождению работ по реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы". В работе приняли участие заместители руководителя Росморречфлота Виктор Вовк и Александр Пошивай.
 
На заседании Рабочей группы выступил генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров с докладами по результатам разработки концептуальных проектов мелкосидящих толкаемых составов для сибирских рек и железнодорожных паромов для Каспийского и Балтийского морей.
 
Вторым на заседании Рабочей группы был рассмотрен технический проект железнодорожного грузопассажирского парома для Каспийского моря для перевозки железнодорожных вагонов, а также других накатных грузов, с ледовой категорией "Айс2" для обеспечения круглогодичной работы без ледокольной проводки.
 
Основные предпосылки создания новых железнодорожных грузопассажирских паромов для Каспийского моря:
 
• хорошие объемы существующих и перспективных грузопотоков по МТК "Север-Юг" - для обеспечения грузопотоков необходимы паромы, которые смогут перевозить грузы, а также пассажиров на линиях порты Махачкала, Оля - порты Ирана, Туркменбаши, Актау);
• отсутствие отечественных железнодорожных грузопассажирских паромов на Каспийском море - необходимо выходить на рынок и создавать конкуренцию иностранным паромам;
• отсутствие паромов с возможностью круглогодичной работы без ледокольной проводки;
• необходимость в паромах нового поколения, отвечающих самым современным требованиям по безопасности, особенно при перевозке опасных грузов (необходимы паромы без закрытых грузовых пространств).
 
На сегодняшний день на Каспийском море работают следующие железнодорожные паромные переправы:
 
• Алят (Баку) - Туркменбаши (автомобильно-пассажирская и железнодорожная переправа);
• Алят (Баку) - Актау (автомобильно-пассажирская и железнодорожная переправа).
 
Основной перевозимый груз - нефть и нефтепродукты, продовольствие и сельскохозяйственные продукты, стройматериалы.
 
6 октября 2014 года открылся современный паромный терминал в Аляте (новый Бакинский морской торговый порт). В связи с этим, старый паромный терминал в Баку больше не работает.
 
Всего в эксплуатации находится 17 морских паромов (4-х проектов). Из них 13 паромов трех проектов (11611-А, 10802Е, 0379) - железнодорожных грузопассажирских. Оставшиеся четыре парома (проект 161) - морские автомобильно-пассажирские (грузопассажирские) паромы для перевозки пассажиров и накатной техники.
 
Все железнодорожные морские паромы и 2 автомобильно-пассажирских парома Каспийского региона принадлежат Азербайджанскому Каспийскому Морскому Пароходству. Железнодорожные перевозки из российского порта Махачкала прекратились после продажи паромов типа "Махачкала" (4 единицы) в 2011 году.
 
Кроме того, осуществляются автомобильно-пассажирские перевозки на двух автомобильно-пассажирских паромах проекта 161 из порта Оля и порта Махачкала компанией "Каспиус 2012".
 
По данным на осень 2014 года, средний возраст морских паромов (17 единиц), эксплуатирующихся на линии Каспийского моря, составляет 20,8 лет. Средний возраст морских паромов Каспийского региона с возможностью перевозки ж/д вагонов (13 единиц) составляет 18,4 года.
 
На данный момент сданы два автомобильно-пассажирских (грузопассажирских) парома для Каспийского моря для Туркменистана. Кроме того Национальная морская судоходная компания Казахстана "Казмортрансфлот" заинтересована в покупке железнодорожных грузовых паромов проекта MM155, работающих как на дизельном топливе, так и на газу.
 
Необходимо отметить, что все существующие каспийские железнодорожные паромы имеют закрытые грузовые пространства, что негативно влияет как на скорость погрузочно-разгрузочных работ на паромных переправах, так и на безопасность мореплавания - достаточно вспомнить гибель железнодорожного грузопассажирского парома типа "Советский Дагестан" "Меркурий-2" в 2002 году.
 
Кроме того, существующие паромы в ледовых условиях северной части Каспийского моря (порт Оля) не могут эксплуатироваться без ледокола, что влияет и на эксплуатационное время, и на эксплуатационные расходы.
 
В итоге был разработан железнодорожно-автомобильный паром для линий Каспийского моря с ледовой категорией "Айс2" с возможностью перевозки грузовых железнодорожных вагонов, автомобилей и пассажиров в двух модификациях:
 
• проект CNF18A -пассажиры из расчета по два пассажира на один грузовой автопоезд, может перевозить также опасные грузы (фактически грузопассажирское судно);
• проект CNF18B -помимо вагонов и автопоездов перевозка пассажиров-туристов и бизнес - пассажиров на своих легковых автомобилях (фактически грузопассажирское судно с круизной функцией).
 
Новые паромы проектов CNF18A и CNF18B - это стальные самоходные суда с бульбообразной носовой оконечностью и транцевой кормой, с избыточным надводным бортом, с носовым расположением жилой надстройки, машинным отделением в корме, с двухвинтовой дизельной пропульсивной установкой, кормовым и носовым подруливающими устройствами.
 
Паром проектов CNF18A предназначен для перевозки 54 вагонов российского стандарта с шириной колеи 1520 мм, включая опасные грузы, грузовых автомобилей (до 50 автопоездов), пассажиров из расчета по два пассажира на один грузовой автопоезд, с кормовой схемой грузообработки.
 
Судно также предназначено для перевозки опасных грузов на открытой верхней палубы в соответствии с положениями Международного морского кодекса по опасным грузам (МК МПОГ) и национальных Правил морской перевозки опасных грузов (Правил МОПОГ).
 
На судне имеются места для размещения и перевозки 100 человек пассажиров. Перевозка пассажиров одновременно с перевозкой опасных грузов предусматривается в соответствии с условиями перевозки опасных грузов.
 
Главные характеристики железнодорожного парома проекта CNF18A:
 
Класс РС КМ Ice 2 R1 AUT1-ICS OMBO ECO HELIDECK Ro-ro passenger ship;
Длина наибольшая - 150,00 м;
Длина по КВЛ - 147,60 м;
Ширина габаритная - 17,70 м;
Высота борта - 7,50 м;
Осадка по ЛГВЛ - 4,50 м;
Дедвейт при осадке по ЛГВЛ (около) - 5435 т;
Суммарная мощность ЭУ - 5200 кВт;
Скорость эксплуатационная - 14 уз;
Вместимость ж/д вагонов (длиной 12,02 м) - 54 шт.;
Вместимость по автопоездам (без ж/д вагонов) - 50 шт.;
Экипаж и обслуживающий персонал - 30 чел;
Пассажиры - 100 чел;
Автономность плавания по топливу - 10 суток.
 
Для размещения экипажа и обслуживающего персонала на судне предусмотрены одноместные каюты с естественным освещением:
 
• 3 одноместные блок-каюты для капитана, старшего помощника капитана и старшего механика каждая блок-каюта состоит из кабинета-салона, спальни и санузла;
• 5 улучшенных одноместных кают с санузлом для командного состава;
• 22 одноместные каюты с санузлом для рядового состава и обслуживающего персонала.
 
Для размещения пассажиров численностью 100 человек предусмотрены:
 
• 2 улучшенных двухместных каюты с санузлом;
• 24 двухместных (конвертируемых в четырёхместные) каюты с санузлом.
 
Общее количество мест на судне - 130.
 
Для экипажа и обслуживающего персонала имеются камбуз (для экипажа, для пассажиров отдельно); салон для отдыха экипажа; кают-компания / столовая команды; провизионные кладовые (раздельные для экипажа и пассажиров); прачечная; сушильная; гладильная; помещение прозодежды; общественные туалеты; спортивно-оздоровительный комплекс, включающий тренажерный зал, сауну, душевую, бассейн.
 
Для пассажиров - магазин беспошлинной торговли, интернет-кафе, помещение с игровыми автоматами с баром, ресторан для пассажиров (50 мест), курительную.
 
Имеются помещения медицинского назначения (медицинский блок) в составе:
 
• кабинет врача, совмещенный с амбулаторией;
• стационар на одно место;
• изолятор на одно место.
 
В носовой части парома установлены спасательные шлюпки по левому и правому бортам вместимостью 22 человека каждая. Спуск шлюпок производится при помощи двухшарнирных гравитационных шлюпбалок.
 
На судне предусмотрены 2 морские эвакуационные системы (МЭС) с закрытыми спасательными плотами и эвакуационным рукавом для спуска в плоты (по 1 с каждого борта). Пропускная эвакуационная способность до 582 чел. за 30 мин. В составе МЭС на пароме имеются 2 самовосстанавливающихся спасательных плота вместимостью по 51 чел. каждый.
 
Для погрузки/выгрузки ж/д составов и накатных грузов с главной палубы на нижнюю палубу предусмотрен грузовой лифт на две колеи грузоподъемностью 188 т длиной 16,51 м.
 
Верхняя палуба рассчитана на перевозку железнодорожных цистерн и вагонов массой до 94 т на всех колеях. Допускаемая нагрузка колесной техники на ось: - 4 колеса на оси - 12 т; - 2 колеса на оси - 10 т.
 
Судно предназначено для перевозки 54 железнодорожных вагонов российского стандарта (габаритом Т-1) с шириной колеи 1520 мм, 50 автопоездов, 16 легковых автомобилей, перевозки 150 пассажиров-туристов и бизнес - пассажиров на своих легковых автомобилях, с кормовой схемой грузообработки.
 
Главные характеристики железнодорожного парома проекта CNF18A:
 
Класс РС КМ Ice 2 R1 AUT1-ICS OMBO ECO HELIDECK Ro-ro passenger ship;
Длина наибольшая - 150,00 м;
Длина по КВЛ - 147,60 м;
Ширина габаритная - 17,70 м;
Высота борта - 7,50 м;
Осадка по ЛГВЛ - 4,50 м;
Дедвейт при осадке по ЛГВЛ (около) - 5290 т;
Суммарная мощность ЭУ - 5200 кВт.
Скорость эксплуатационная - 14 уз;
Вместимость ж/д вагонов (длиной 12,02 м) - 54 шт.;
Вместимость по автопоездам (без ж/д вагонов) + легковые автомобили - 50 шт. + 16 шт.;
Экипаж и обслуживающий персонал - 45 чел;
Пассажиры - 150 чел;
Автономность плавания по топливу - 10 суток.
Для размещения пассажиров численностью 150 человек предусмотрены:
 
• 5 улучшенных двухместных кают с санузлом (включая 1 каюту для людей с ограниченными возможностями);
• 23 двухместных (конвертируемых в четырёхместные) каюты с санузлом;
• 12 двухместных (конвертируемых в четырёхместные) внутренних кают с санузлом.
 
Общее количество мест на судне - 195.
 
Устроен магазин беспошлинной торговли для пассажиров, интернет-кафе, помещение с игровыми автоматами с баром, ресторан для пассажиров (76 мест), курительную.
 
В носовой части парома установлены спасательные шлюпки по левому и правому бортам вместимостью 42 человека каждая. Спуск шлюпок производится при помощи двухшарнирных гравитационных шлюпбалок.
 
На судне предусмотрены 2 морские эвакуационные системы (МЭС) с закрытыми спасательными плотами и эвакуационным рукавом для спуска в плоты (по 1 с каждого борта). Пропускная эвакуационная способность до 582 чел. за 30 минут. В составе МЭС на пароме предусмотрены 2 самовосстанавливающихся спасательных плота вместимостью 101 и 51 чел.
 
Для погрузки/выгрузки ж/д составов и накатных грузов с главной палубы на нижнюю палубу имеется грузовой лифт на две колеи грузоподъемностью 188 т длиной 16,51 м.
 
Верхняя палуба рассчитана на перевозку железнодорожных цистерн и вагонов массой до 94 т на всех колеях. Допускаемая нагрузка колесной техники на ось: - 4 колеса на оси - 12 т; - 2 колеса на оси - 10 т.
 
Экономическая эффективность эксплуатации пассажирских железнодорожно-автомобильных паромов типа CNF18A и CNF18B определялась специалистами ЦНИИ морского флота на международных паромных линиях из российских портов Каспийского региона:
 
• порт Оля (Россия) - порт Туркменбаши (Туркменистан) - порт Оля (Россия);
• порт Оля (Россия) - порт Энзели (Иран) - порт Оля (Россия);
• порт Махачкала (Россия) - порт Актау (Казахстан) - порт Махачкала (Россия).
 
В результате выполненного ЦНИИМФ моделирования работы морских паромов из российских портов Каспийского региона на заданных линиях эксплуатации следует, что в среднем за эксплуатационный период частота отправления пассажирских железнодорожно-автомобильных паромов типа CNF18A и CNF18B на линиях Оля - Туркменбаши, Оля - Анзали и Махачкала - Актау составляет одно отправление в 10 дней на каждой из рассмотренных линий, соответственно по 35 круговых рейсов за эксплуатационный период.
 
Анализ экономической эффективности эксплуатации сравниваемых вариантов морских паромов CNF18A и CNF18B, отличающихся пассажировместимостью и возможностью перевозки легковых автомобилей, показал, что:
 
• на линии Оля - Анзали, где перевозятся только грузовые автопоезда, и возможное число пассажиров зависит от пассажировместимости паромов, экономические показатели лучше у паромов типа CNF18B, срок окупаемости меньше на 4%, чем у парома CNF18A;
• на линиях с комбинированным грузопотоком (вагоны и автопоезда) Оля - Туркменбаши и Махачкала - Актау экономические показатели паромов близки, разница по срокам окупаемости составляет 1-2%.
 
Результаты выполненных эксплуатационно-экономических расчетов по рассматриваемым типам морских паромов при различных коэффициентах загрузки судов 0,9, 0,8, 0,7 и 0,6 следующие:
 
• на всех рассматриваемых направлениях при всех вариантах загрузки экономическая эффективность достаточно высокая, срок окупаемости капитальных вложений колеблется в пределах 3,2-11,5 лет в зависимости от коэффициента загрузки судов;
• наименьший срок окупаемости паромов на линии Махачкала - Актау, наиболее высокий на линии Оля - Анзали, что определяется разницей в протяженности линий (170 и 480 миль) и соответственно меньшей провозной способностью судов на линии с большей дальностью;
• сводные по трем рассматриваемым линиям экономические показатели за период эксплуатации паромов в зависимости от коэффициента загрузки следующие: срок окупаемости капитальных вложений 4-8 лет, рентабельность 24-13 %.
 
Таким образом, Морским Инженерным Бюро были созданы современные проекты железнодорожных грузопассажирских паромов для Каспийского моря для перевозки железнодорожных вагонов, а также других накатных грузов, с ледовой категорией "Айс2" для обеспечения круглогодичной работы без ледокольной проводки, позволяющие круглогодично перевозить грузы (включая опасные грузы - CNF18A) и пассажиров без ледокольной проводки.
 
Рабочая группа Росморречфлота по координации, научно-техническому и организационному сопровождению работ по реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы" одобрила предложенный проект железнодорожного грузопассажирского парома для Каспийского моря для перевозки железнодорожных вагонов, а также других накатных грузов, с ледовой категорией "Айс2" для обеспечения круглогодичной работы без ледокольной проводки.


22.12.2014

Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ)

КОНТАКТЫ
Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2019, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх