 Доклад "Современные многофункциональные суда вспомогательного и технического флота"21 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция "Современный портовый флот - основа безопасности". Конференцию провела медиа-группа "ПортНьюс" при поддержке судостроительной группы Damen и ряда ведущих организаций отрасли. В работе приняли участие более 100 специалистов компаний-операторов судов портового флота, судостроительных предприятий, проектных организаций, судоходных, агентирующих и страховых компании, а также классификационных обществ и государственных предприятий - заказчиков. Было представлено 15 докладов по направлениям: • рынки услуг портового флота в портах России; • ледокольное и буксирное обеспечение; • бункеровочный и экологический флот. С докладом "Современные многофункциональные суда вспомогательного и технического флота" выступил генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров. Тезисы доклада. 1. В докладе отмечается, что служебно-вспомогательный и технический флот, который обеспечивает возрастающий грузооборот морских портов, имеет в своем составе суда, построенные в основном еще при СССР. Парадокс состоит в том, что это все тот же портовый флот, только постаревший и сократившийся в численности, который позволил Союзу переваливать то же количество грузов, которое было достигнуто портами России уже в 2009 году. Кроме того, помимо физического старения, износа конструкций, систем, устройств и машин, суда портового флота, спроектированные в 70-80-е годы прошлого столетия, морально устарели. Это касается практически всех аспектов, начиная с соответствия международным требованиям (МАРПОЛ, конвенции по охране труда), правил классификационных обществ, санитарным нормам, и заканчивая неэкономичными двигателями, корпусами с малыми ледовыми категориями, минимальным уровнем автоматизации, большими экипажами. Кроме того, современные суда, как правили, многофункциональны, т.е. помимо основных задач буксиры обеспечивают противопожарные задачи, лоцмейстерские суда - ЛАРН, промерные функции, доставку лоцманов и грузов и т.п. Другими словами, в XXI веке стали строить меньше "платформ", но делать их более насыщенными, в том числе и с возможности смены функций за счет съемных заменяемых модулей. Одними причалами и складами работу портов обеспечить не получится, рано или поздно именно недостаток портового флота станет "узким" местом в обеспечении внешней торговли страны. 2. К сентябрю 2015 года за счет федерального бюджета получены от промышленности 24 аварийно-спасательных судна для ФБУ "Морспасслужба Росморречфлота", 54 обстановочных судна, 3 танкера-бункеровщика и 2 экологических судна для ФГУ "Речводпуть", 4 судна снабжения типа "Сосновка" для Камчатки. Строятся еще 6 ледоколов по заказу ФГУП "Росморпорт" и ФГУП "Атомфлот", 15 судов для несения аварийно-спасательной готовности. Предполагается дальнейшее строительство спасательных и гидрографических судов, а также обеспечивающего речного флота. Всего в сегменте морских и речных ледоколов, спасательных и экологических судов было построено 38 единиц флота, 15 находятся в разной степени готовности на верфях и 3 - в ближайших планах на постройку. 3. Уже на дату подготовки ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" перечисленных выше судов было явно не достаточно для решения проблемы замены старого флота по всему спектру потребностей (совершенно не рассматривались танкеры - бункеровщики, очень мало буксиров, лоцманских катеров и др.). Проведенный в середине - конце первого десятилетия нового века анализ утвержденных ФЦП, программ и планов государственных и крупных частных компаний показал, что сводные "минимальные" потребности могли быть оценены примерно в 6 ледоколов, 40 судов обеспечения аварийно-спасательной готовности, 50 обстановочных судов и для государственных функций в портах, до 80 судов для коммерческой работы в портах (буксиры, бункеровщики, земснаряды), около 350 судов для обеспечения эксплуатации внутренних водных путей. Понятно, за счет государственного бюджета решить проблему обновления портового флота невозможно, да и не правильно - коммерческие задачи следует решать за коммерческие средства. Законодательная поддержка со стороны государства, ФЦП "Развитие транспортной системы России", активизация государственных лизинговых компаний позволили уже в 2008 году начать работу по восстановлению гражданского флота в зоне ответственности государства (технический флот), а затем (с 2010 года) в тех коммерческих сегментах, которые ранее не были профинансированы бизнес - структурами из-за нереально больших сроков окупаемости. 4. Нельзя сказать, что вообще ничего не делалось в этом направлении со стороны бизнеса. Так судостроительный завод "Пелла" построил для различных гражданских заказчиков с 2003 года по настоящее время 43 буксира (27% от общего числа) типовых проектов 90600, 16609, 90608 с вариацией оборудования. Порты приобрели у ведущего мирового производителя судов специального назначения голландской компании "Дамен" 38 буксиров (24% всех новых буксиров). Еще 16 судов такого типа построила для российских частных клиентов компания "Краншип". Три этих лидера поставили 97 судов или 61% от общего объема заказов. Всего же было получено 159 морских и речных буксиров и толкачей в широком диапазоне мощностей от 3-5 МВт эскортных буксиров до 110 кВт малых буксирных катеров, причем заметная часть этих судов может выполнять ледокольные и спасательные задачи, имеет дополнительные функции по борьбе с пожарами, доставлять на рейд лоцманов и других пассажиров, перевозить некоторые палубные грузы. 5. Общая потребность в судах для заправки топлива для России оценивалась примерно в 100 единиц. Исследования современных зарубежных прототипов позволяют отметить следующие тенденции развития бункеровщиков: • обеспечение многофункциональности судна, т.е. приспособленность к линейным перевозкам; • установка оборудования ЛАРН (в основном для рейдовых бункеровщиков); • снижение строительной стоимости за счет максимального упрощения формы корпуса (для портовых бункеровщиков); • ограничение осадки и надводного габарита (для бункеровщиков в устьевых портах). Фактически было получено 15 новых танкеров-бункеровщиков и еще 4 находятся на разной степени готовности на верфях. В докладе приведены данные по строительству новых сухогрузных судов - снабженцев (их было построено 7 единиц, в том числе 4 широко известные "Сосновки"), которые также могут быть отнесены к судам вспомогательного флота, так как они используются, в том числе, для разгрузки морских судов на рейдах портопунктов с малыми глубинами и с отсутствием причалов. 6. В XXI веке было построено 75 обстановочных судов, 5 земснарядов, 5 плавкранов, 15 разъездных судов, плавпричалы, более 160 катеров, из них 15 лоцманские, лоцмейстерские и рабочие для ФГУП "Росморпорт". Так же по заказу "Росморпорта" строятся еще 3 лоцмейстерских судна и 10 катеров. Заключение. По состоянию на начало сентября 2015 года в XXI веке гражданский флот России пополнился 322 морскими и речными судами вспомогательного и технического назначения, в том числе 3 морскими и речными ледоколами, 38 спасательными, водолазными, пожарными и экологическими судами, 159 буксирами и толкачами, 15 бункеровщиками, 7 сухогрузными судам снабжения, 75 обстановочными судами, 5 земснарядами, 5 плавкранами, 15 разъездными судами, а также более чем 160 катерами. В постройке находятся еще 8 ледоколов, 15 судов для несения аварийно-спасательной готовности, 4 бункеровщика, 3 лоцмейстерских судна, более 10 рабочих и лоцманских катеров. Следует однако признать, что до полного обновления гражданского вспомогательного и технического флота еще далеко и требуются значительные инвестиции со стороны заказчиков и усилия промышленности для решения этой задачи.
22.09.2015
|
Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ) КОНТАКТЫ Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.  | Пресс-релизы компании |
|