Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Форум по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии

25 - 27 февраля 2019 года в Астрахани состоялся Межрегиональный форум по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии. В работе форума приняло участие более 100 специалистов, занимающихся туристической проблематикой, в том числе врио Губернатор Астраханской области Сергей Морозов и министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин.

Судоходную отрасль представляли заместитель министра транспорта,
руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, директор по судоходству на
внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анна Исаева,
генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов,
генеральный директор Водохода Ришат Багаутдинов, генеральный директор
компании ГАМА Дмитрий Галкин и другие коллеги.

Генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор
технических наук Геннадий Егоров принял участие в дискуссии, представив свои
соображения по базовой составляющей круизов по Волге и Каспию, а именно по
флоту круизных судов.

А. Утилизация "старых" серий речных круизных пассажирских судов не только
идет, но и идет с нарастающими темпами. Пик ее пришелся на 2011-2018 годы, и
этот процесс продолжается сейчас.

К февралю 2019 года из 254 построенных в советское время речных круизных
пассажирских судов 98 (38,6%) были списаны (6,7% - 17 судов потеряны в
катастрофах, утилизировано 31,9% - 81 судно). В отстое находилось 32 судна
(12,6%) средним возрастом 57,7 лет. В эксплуатации - формально 124 судна
(48,8%) средним возрастом 45,2 года, причем из них 4 под иностранным флагом.
Средний возраст утилизации - 47,1 год.

По результатам анализа списания по отдельным проектам судов можно было
сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов
водного транспорта:

- списание по классической схеме (1 модель), при которой значительная часть
судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого
расчетного срока эксплуатации, как правило, для РКПС 45-50 лет, а оставшиеся
в эксплуатации суда списываются по остаточному принципу (по убывающей),
основной график списания судов имеет линейный характер;
- списание в силу морального устаревания (2 модель), при которой
значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных
внешних обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна,
несоответствие судна конъюнктуре рынка); при этом средний возраст списаний
судов серии может и не достигать расчетного эксплуатационного срока,
основной график списания судов имеет ярко выраженный экспоненциальный
характер;
- списание по комбинированной схеме (3 модель), при которой суда серии
списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного
срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца в сочетании с
востребованностью на рынке и наличия/отсутствия мероприятий по улучшению
технико-экономических свойств судна (модернизации, реклассификации,
переоборудования), основной график списания имеет в разные годы как линейную
часть, так и скачкообразную.

Б. В целом, можно выделить среди рассматриваемых проектов, две большие
группы судов.

Первая (суда проектов 785, 26-37, 588, 305, 646, 860) - это
грузопассажирские и пассажирские суда для дальних линий, построенные с
начала 50-х до середины 60-х годов прошлого столетия. Круизная функция
появилась заметно позже, чем они были приняты в эксплуатацию (достаточно
вспомнить, что во многих каютах не было не только индивидуальных санузлов,
но и просто умывальников, отсутствовала система кондиционирования).
Соответственно, именно к круизным задачам такие суда приспосабливали в
разное время и в разном объеме. Кроме того, это относительно небольшие суда
с точки зрения главных размерений и количества пассажирских палуб,
соответственно, существенно сложнее разместить на них достаточное для
прибыльного бизнеса количество комфортабельных кают. Поэтому, например,
двухпалубные суда утилизируются гораздо быстрее, чем трехпалубные примерно
того же возраста.

Например, из 36 двухпалубных судов проекта 785 типа "Россия" (строились в
Комарно, Словакия в 1952-1958 годах) списаны 88,9% - 32 судна (11,1% - 4
судна потеряно в катастрофах, утилизировано 77,8% - 28 судов). В отстое 4
судна (11,1%) средним возрастом 63 года. В эксплуатации судов нет. Средний
возраст утилизации - 47,5 лет. При этом пик утилизации наблюдался в 1989
году (утилизация судов, принимавших участие в ликвидации последствий аварии
на ЧАЭС) и в 2014-2017 годах (списание находившихся в отстое
невостребованных на рынке судов). Основной график списания судов сохранял
линейный характер, но с 2014 года имеется скачок, отражающий утилизацию в
связи с моральным старением этого типа судов (к судам проекта относится и
"Булгария").

Из 15 двухпалубных судов проекта 646 типа "Байкал" (строились в Варнемюнде,
Германия в 1953-1956 годах) списаны 46,7% - 7 судов (13,3% - 2 судна
потеряно в катастрофах, утилизировано 33,3% - 5 судов). В отстое 3 судна
(20,0%) средним возрастом 63,7 года. В эксплуатации 5 судов (33,3%) средним
возрастом 64,4 года. Средний возраст утилизации - 36,2 года. Основной график
списания судов сохранял линейный характер.

Из 49 трехпалубных судов проекта 588 типа "Родина" (строились в Висмаре,
Германия в 1954-1961 годах) списаны 36,7% - 18 судов (8,2% - 4 судна
потеряно в катастрофах, утилизировано 28,6% - 14 судов). В отстое 7 судов
(14,3%) средним возрастом 60,7 лет. В эксплуатации 24 судна (49,0%) средним
возрастом 61,1 года. Средний возраст утилизации - 51,9 лет. При этом пик
утилизации наблюдался в 2012-2014 годах. Основной график списания судов
сохранял линейный характер, что является признаком равномерной утилизации
объектов - обычно это отвечает списанию по техническому состоянию. Однако в
2012-2014 годах и далее наблюдается экспоненциальный рост утилизации судов
проекта - признак морального старения. Проект 588, разработанный ЦТКБ МРФ,
считался одним из самых успешных проектов судов такого класса в СССР. С
постройки суда имели два грузовых рефрижераторных трюма, в каждом трюме был
грузовой лифт, подруливающее устройство. Надстройки выполнялись из
алюминиевого сплава.

Из 14 трехпалубных судов проекта 26-37 типа "Октябрьская Революция"
(строились в Комарно, Словакия в 1957-1962 годах, аналог проекта 588, но со
стальной надстройкой) списаны 21,4% - 3 судна (7,1% - 1 судно потеряно в
катастрофах, утилизировано 14,3% - 2 судна). В отстое судов нет. В
эксплуатации 11 судов (78,6%) средним возрастом 58,9 года. Средний возраст
утилизации - 44,5 года. Все суда с постройки имели одно-, двух- и 4-х
местные каюты с умывальниками, а каюты класса "люкс" дополнительно получили
санузлы.

Из 14 двухпалубных судов проекта 860 типа "Ерофей Хабаров" (строились на
отечественных верфях в 1958-1963 годах) списаны 85,7% - 12 судов (28,6% - 4
судна потеряно в катастрофах, утилизировано 57,1% - 8 судов). В отстое 2
судна (14,3%) средним возрастом 57,5 лет. В эксплуатации судов нет. Средний
возраст утилизации - 44,9 лет. Основной график списания судов сохранял
линейный характер.

Из 47 двухпалубных судов проекта 305 (весьма близких к проекту 860) типа
"Дунай", включая 2 судна, работающих в Венгрии (строились в Будапеште,
Венгрия в 1959-1964 годах), списаны 46,8% - 22 судна (4,3% - 2 судна
потеряно в катастрофах, утилизировано 42,6% - 20 судов). В отстое 12 судов
(25,5%) средним возрастом 57,4 года. В эксплуатации 13 судов (27,7%) средним
возрастом 57,3 года. Средний возраст утилизации - 50,5 лет. При этом пик
утилизации наблюдался в 2018 году, когда было списано сразу 7 судов проекта
305 (14,8% серии). Основной график списания судов имеет после 2014 года ярко
выраженный экспоненциальный характер - обычно это отражение морального
старения по экономическим причинам. Серия предназначалась для работы на
линиях с малыми глубинами.

Вторая группа судов (проекты 301, 302, Q-040, Q-056, Q-065, 92-016) - это
суда, которые строились в 70-90-е годы, причем многие уже с учетом круизной
функции. Суда этих проектов имели вполне современные архитектурные формы и
отличались заметно более высокой комфортабельностью всех пассажирских
помещений, имели системы вентиляции и кондиционирования. В целом в них были
заложены правильные конструктивные решения. Они вполне безопасны и
эффективны для увеличения уровня комфорта, а в будущем и замены машин и
механизмов, что позволит им работать еще примерно 15-20 лет. При этом помимо
перепланировочных работ, особо следует ставить вопрос о замене в будущем
дизель-генераторов и главных дизелей, ресурс которых практически исчерпан, а
заводов, производящих не контрафактные запчасти - уже нет.

С корпусом ситуация иная. Условия эксплуатации таких речных круизных судов
гораздо более благоприятны, чем грузовых. Нет смысла сравнивать, например,
40-летнее сухогрузное судно и РКПС такого же возраста.

Вследствие большего запаса воды под днищем РКПС реже контактируют с грунтом.
Бортовые конструкции пассажирских судов надежно защищены кринолинами и
кранцами, поэтому, несмотря на гораздо большую частоту швартовок и
шлюзований, повреждаются неизмеримо меньше, чем бортовые конструкции
грузовых судов.

РКПС обычно заканчивают навигацию задолго до образования ледостава, поэтому
на них редко действуют ледовые нагрузки.

Постоянное по длине судна распределение весовой нагрузок исключают
возможность неожиданного увеличения общих изгибающих моментов и, как
следствие, возможность перелома корпуса пренебрежимо мала.

Хорошее техническое обслуживание корпусов, отсутствие загрязнений многих
помещений способствует замедлению коррозионного изнашивания. В целом,
наблюдения показывают, что скорости коррозионного изнашивания связей
пассажирских судов в 2-4 раза меньше скоростей изнашивания связей грузовых
судов. Например, на судне проекта 301 износы корпусных конструкций за 30 лет
составили: наружная обшивка днища - 2,4%; наружная обшивка борта - 2,1%;
настил главной палубы - 6,3%; настил второго дна - 2,1%; поперечные
переборки - 2,8%; днищевой набор - 2,1%; бортовой набор - 2,4%; палубный
набор - 2,3%. Однако и на пассажирских судах наблюдается значительное
местное коррозионное изнашивание связей вблизи бытовых помещений, в отсеках
с грязной водой, и т.д.

Например, все 4 четырехпалубных судна проекта Q-040 типа "Максим Горький"
(строились в Корнойбурге, Австрия в 1974-1975 годах), а также оба судна
проекта Q-056 типа "Антон Чехов" (строились там же в 1978-1979 годах)
эксплуатируются. Средний возраст судов проекта Q-040 - 44,5 года, проекта
Q-056 - 40,5 лет.

Из 9 четырехпалубных судов проекта 92-016 типа "Валериан Куйбышев"
(строились в Комарно, Словакия в 1975-1983 годах) списано 11,1% - 1 судно
(причем судно было списано для получения утилизационного гранта для
финансирования постройки нового круизного пассажирского судна проекта
PV300). В отстое 1 судно (11,1%) c возрастом 42 года. В эксплуатации 7 судов
(77,8%) средним возрастом 38,6 лет. Средний возраст утилизации - 43 года.
Особенностями проекта являются достаточно большие площади палуб, что выгодно
может быть использовано при модернизации, так как исходная планировка кают
требует существенного вмешательства (25 кают сейчас трехместные, 40 - узкие
двухместные); недостаточная площадь ресторана (питание в две смены); малая
мощность подруливающего устройства; при постройке - класс "О" (Ладога и
Онега - класс "М"). Но в целом суда проекта 92-016 могут быть эффективными
донорами для крупных модернизаций с перепланировкой и заменой оборудования.

Из 22 четырехпалубных судов проекта 301 типа "Владимир Ильич" (строились в
Бойценбурге, Германия в 1975-1983 годах) списано 9,1% - 2 судна. В отстое
судов нет. В эксплуатации 20 судов (90,9%), включая 2 в Украине, средним
возрастом 40,3 года. Средний возраст утилизации - 26 лет (оба списанных
судна работали за границей).

Из 24 судов (за исключением 3 судов проекта 302МК, работающих в Китае)
проекта 302 типа "Дмитрий Фурманов" (строились в Бойценбурге, Германия в
1983-1991 годах) ни одного судна не списано, также нет судов в отстое. В
эксплуатации все суда серии средним возрастом 32,1 год.

Из 5 трехпалубных судов проекта Q-065 типа "Сергей Есенин" (строились в
Корнойбурге, Австрия в 1984-1986 годах) списано 20,0% - 1 судно (элементы
были использованы для постройки РКПС проекта PV08). В отстое 1 судно (20,0%)
возрастом 34 года. В эксплуатации 3 судна (60,0%) средним возрастом 34 года.
Средний возраст утилизации - 27 лет. Серия предназначалась для работы на
линиях с малыми глубинами. С целью снижения массы судна порожнем обычно
применяемые на РКПС среднеоборотные дизеля на них были заменены на
высокооборотные, которые обладали повышенным расходом топлива и относительно
меньшим ресурсом.

В. РКПС переоборудовались (и переоборудуются) с целью повышения уровня
комфорта, что приводит к сокращению пассажировместимости (числа кают) за
счет увеличения площади кают. Так, например, теплоход "Комарно" проекта
26-37 построенный в 1959 году, с 2005 по 2007 год был подвергнут
существенной модернизации. В результате "Волга Дрим" (новое название судна)
превратился в одно из самых комфортабельных судов на Волге. При этом общее
число кают сократилось со 117 до 58 и соответственно количество пассажиров с
312 до 109 мест.

Такие работы продолжаются. В зиму 2018-2019 года компания "ГАМА"
переоборудует РКПС проекта 588 "А.С. Попов". На обновленном судне будет 71
каюта площадью 14-16 кв. м и 10 кают площадью 11-14 кв. м, при этом
количество пассажиров сократится до 162 с 339 человек (на 52,2%).
Устанавливаются санблоки, многоканальные сплит-системы кондиционирования,
новые вентиляторы, происходит замена кабельных трасс и электрощитов, а также
новая автоматика на судовую электростанцию.

Для работы с иностранцами как с наиболее выгодным сегментом туристического
бизнеса, переоборудование предполагает повышение уровня комфортабельности КС
до уровня 4* отеля. Проведение таких работ целесообразно только для
относительно новых и достаточно больших КС, у которых еще не выработан
технический ресурс судовых машин, механизмов, систем. Для четырехпалубных
судов численность пассажиров в таких современных каютах составляет 200-220
человек. Например, на "Княжне Виктории" проекта 301 после модернизации 109
кают (218 пассажиров). На судне проекта PV17 "Викинг Синеус" (модернизация
судна проекта 301 "Михаил Ломоносов") - 196 пассажиров. На РКПС "Мстислав
Ростропович" проекта 92-016 пассажировместимость после переоборудования -
212 человек.

Г. В эксплуатации также находятся 1 судно проекта 463 типа "Принцесса
Анабелла" возрастом 46 лет, 3 пассажирских судна с колесным
движительно-рулевым комплексом проекта ПКС-40 типа "Сура" средним возрастом
5,7 лет, 1 конверсионное судно проекта 588 / РЕГК.002 типа "Русь Великая"
возрастом 6 лет, 1 конверсионное судно проекта PV08 типа "Александр Грин"
возрастом 7 лет, а также новое высококомфортабельное судно проекта PV09 типа
"Штандарт" возрастом 2 года.

Д. На трехпалубном судне проекта PV08 "Александр Грин" (конверсия Q-065) для
размещения 112 пассажиров созданы 56 стандартных кают площадью 14,5-18 кв. м
и 6 улучшенных кают класса "Люкс" площадью 23-25 кв. м (все с двуспальными
кроватями, душем и туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со
спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на
220 В, беспроводным Интернетом, судовой радиотрансляцией, внутренней и
внешней телефонной связью). Каюты на двух палубах имеют индивидуальные
балконы (со сдвижными перегородками, обеспечивающими свободный проход по
палубам вдоль всего судна в аварийных ситуациях). Полностью новыми являются
системы кондиционирования, водоснабжения и вентиляции, главные и
вспомогательные дизеля, электро-радионавигация и автоматика. Ресторан
площадью 281 кв. м на 150 посадочных мест обеспечивает питание в одну смену,
салон с баром на 65 мест площадью 221 кв. м, спортзал, массажная, сауна,
парикмахерская, амбулатория.

Кроме того, по озеру Байкал совершают круизные рейсы относительно небольшие
РКПС "Николай Ерощенко" (проект Р-18А/7635, 16 кают, 45 пассажиров,
переоборудован в 2003 году из буксира постройки 1969 года), "Империя"
(проект Р-18А/224, 24 каюты, 47 пассажиров, переоборудован в 2007 году из
буксира постройки 1968 года) и "Александр Великий" (проект ПТ-258, 15 кают,
30 пассажиров, переоборудован в 2000 году из прогулочного судна проекта
10110 постройки 1987 года). По рекам Белоруссии - РКПС проекта 1168 "Белая
Русь" (16 кают, 35 пассажиров, построен в 2016 году с использованием
элементов зачистной станции "ОС-2").

В постройке находятся новые пассажирские круизные суда проекта ПКС-180 (2
единицы, сдача в эксплуатацию планируется в 2020 году), PV300 (1 единица,
сдача в эксплуатацию планируется в 2020 году), PV300VD (1 единица, сдача в
эксплуатацию планируется в 2020 году).

Е. Для каждого проекта, базируясь на данных, полученных выше и опираясь на
выбранную модель утилизации, можно прогнозировать следующие сроки списания.

Прогнозировать выбытие РКПС можно в целом для всего флота, но это будет
очень грубой оценкой, так как зависимости выбытия для судов различных
проектов значительно отличаются друг от друга и носят вероятностный
характер.

Можно предположить, что к 2025 году будет в работе примерно 83 РКПС, в том
числе новых, а к 2030 году - примерно 51 (без учета судов, которые могут
быть за эти годы построены, но пока не заказаны, и без учета байкальских и
белорусского РКПС).

Заключение. Предстоящее списание флота РКПС нанесет существенный ущерб
внутренним речным пассажирским перевозкам, понятие "речной отечественный
круиз" может исчезнуть.

Для избегания подобного сценария рекомендуется на краткосрочную перспективу
привести существующий флот (в первую очередь, проекты 301, 302, Q-040,
Q-056, Q-065, 92-016) к современным экологическим требованиям и требованиям
рынка (заменить двигатели, улучшить условия обитаемости, повысить
автоматизацию процессами на борту и т.п.), а на среднесрочную - строить
новый флот, в том числе, с использованием элементов судов-доноров: проекты
РКПС "Волго-Дон макс" класса PV300, PV300VD, "Волго-Балт макс" класса
PV500VB, "ББК макс" класса PV09, PV11 как наиболее полно соответствующие
рыночным тенденциям, а также проекты с колесным движительно-рулевым
комплексом (ПКС-180) или водометным движителем для работы на малых реках.


04.03.2019

Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ)

КОНТАКТЫ
Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2019, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх