Судостроение. Энергетика. Транспорт

Он-лайн приложение к журналу
«Морская биржа»

Судостроение. Энергетика. Транспорт Журнал ''Морская биржа''
English
Контакты
Поиск

Пресс-релиз

Обзор отечественного рынка и перспективные типы судов технического флота на III Конгрессе "Гидротехнические сооружения и дноуглубление"

26-27 февраля 2020 года состоялся III конгресс "Гидротехнические сооружения
и дноуглубление", проведенный медиа-группой "ПортНьюс".

Конгресс включает в себя VII Международный Форум дноуглубительных компаний и
III техническую конференцию "Современные решения для гидротехнических
работ".

Генеральный спонсор конгресса - Международная судостроительная группа DAMEN
Shipyards Group.

Отмечается, что количество участников нынешнего конгресса рекордное - около
300 руководителей и ведущих специалистов отрасли, в том числе
Росморречфлота, Росатома, Росморпорта, Морспасслужбы, Гидрографического
предприятия, Дирекции государственного заказчика, бассейновых управлений,
судостроительных заводов, дноуглубительных компаний, портов, лизинговых
компаний, логистических компаний выступали с докладами, участвовали в
дискуссиях и находились в зале Форума.

Сессию "Дноуглубительная техника" модерировал по предложению организаторов
генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор
технических наук Геннадий Егоров.

На сессии обсуждались важные для отрасли вопросы, в том числе:

- обзор специализированных судов и техники, доступных для выполнения
дноуглубительных и гидротехнических работ в мире и в Российской Федерации;
- текущие и перспективные заказы на дноуглубительные суда для морских
акваторий и внутренних водных путей Российской Федерации;
- использование государственных мер поддержки судостроения при строительстве
дноуглубительной техники в России. Роль лизинговых компаний;
- новая техника для гидромеханизации, в том числе грунтовые погружные насосы
и универсальные земснаряды;
- земснаряды на альтернативных видах топлива;
- партнерство российских и зарубежных компаний в создании дноуглубительной
техники на территории Российской Федерации, локализация производства на
Онежском судостроительном заводе и на астраханском заводе "Лотос";
- цифровизация и роботизация земснарядов.

Модератор сессии по судостроению, профессор Геннадий Егоров выступил с
докладом "Обзор отечественного рынка и перспективные типы судов технического
флота".

Докладчик привел актуальные данные по состоянию технического флота на
февраль 2020 года.

В наличии 244 земснаряда средним возрастом 32,4 года, 120 землесосов средним
возрастом 34,3 года, 223 шаланды средним возрастом 35,9 года, 158
мотозавозень средним возрастом 40 лет, 151 брандвахта средним возрастом 40
лет.

Геннадий Егоров специально обратил внимание, что дноуглубительный флот
нельзя сводить только к земснарядам. Они работают, как правило, в составе
земкаравана, вместе с шаландами и баржами - площадками, дебаркадерами,
мотозавознями, промерными судами, заправщиками, буксирами - толкачами,
разъездными судами.

Проведение ремонтов, поддержание судов технического флота в эксплуатационном
состоянии тоже стало проблемой, которая с каждым годом только усиливается.

Подвергшиеся коррозии корпуса судов, постоянные поломки оборудования,
механизмов, отдельных деталей и узлов требуют выполнения бесконечных
ремонтов, корпусных работ и остановок рабочего периода.

Специфика, среда и условия производства работ с большим и быстрым износом
грунтозаборных устройств требуют своевременного восстановления и замены
изношенных деталей; при этом малое количество (точнее их фактическое
отсутствие) судоремонтных заводов и ремонтно-эксплуатационных баз,
специализирующихся именно на этих видах ремонта.

Все вышеперечисленное приводит к увеличению затрат на содержание и снижению
производительности техники, что делает отечественный дноуглубительный флот
не конкурентноспособным по сравнению с теми же европейскими компаниями,
выполняющими дноуглубительные работы, в том числе при строительстве новых
портов в России.

Всего в составе технического флота числится 2700 судов средним возрастом 36
лет.

При этом на отечественных заводах осуществляется постройка модульных
несамоходных землесосов без проживания экипажа на борту, как правило, для
горнодобывающей отрасли и мелиорации.

В XXI веке российских заказчикам было поставлено с классом Российского
Речного Регистра около 100 единиц новых землесосов, однако практически все
они являются несамоходными землесосами (обычно классические "добычные"
машины), но которые можно применять и для дноуглубления на внутренних водных
путях. Среди них более 20 машин Цимлянского завода гидромеханизации, более
10 машин Рыбинского завода гидромеханизации (он же завод "Гидромех"), 4
машины ростовского завода "РИФ".

Реально же за эти годы в России было построено всего четыре морских
самоходных дноуглубительных судна (самоотвозные землесосы) по проектам
Дамена TSHD1000 (постройки Завода Красное Сормово) и TSHD2000 (постройки
Онежского завода), кроме того еще два TSHD2000 были поставлены с зарубежных
заводов Дамена.

Основная производственная база Дамена для локализации в России - Онежский
судостроительный завод, принадлежащий Росморпорту.

Докладчик отметил, что применение землесосов для дноуглубления является
экономически более выгодным решением, чем привычных многочерпаковых
земснарядов, но это требует дооснащение землесосов соответствующими
инструментами для гидроразмыва, фрезами, роторами.

Городецкая "Судостроительно-судоремонтная корпорация" поставила Речводпути
несамоходный землесос производительностью 1000 куб.м в час для дноуглубления
в Ленском бассейне и строит еще три несколько меньшей производительности в
700 куб.м в час для этого же заказчика.

Эти земснаряды обеспечивают в условиях класса "О" и с автономностью до 10
суток разработку песчаных, илистых и печано-гравелистых грунтов,
дноуглубление на различных объектах; прокладку каналов; намыв территории под
жилищное и промышленное строительство; намыв дамб.

Пульпа транспортируется либо по плавучему пульпопроводу либо при помощи
пульпомета, обеспечивающем выброс пульпы на оба борта на расстояние не менее
40 м.

Разработку грунта обеспечивает фрезерный агрегат с гидравлическим приводом,
оборудованный коллектором с соплами гидроразмыва, с возможностью как
одновременной, так и попеременной работы фрезерного и гидравлического
рыхлителей.

Примером также могут служить поставленные в Россию несамоходные землесосы
Дамена проектов CSD350, CSD500, CSD650 (три снаряда), IHS Beaver 50, 5514,
6518, 600, 65DDSP и других (не менее семи снарядов).

Именно поэтому на астраханском заводе "Лотос" совместно с компанией IHC по
заказу ГТЛК запускаются в производства четыре универсальных роторно-ковшовых
земснаряда (несамоходных), ожидается, что всего будет заказано двадцать
таких машин, в которых землесосная функция усилена ротором и добавлена
функция работы ковшом.

Вероятно, такой земснаряд проектируется IHS на основе известного проекта
"Beaver" Severny 4525 W/PS, учитывавшего условия работы в России.

Такая универсализация прослеживается в полном объеме на малых земснарядах
типа Watermaster Classic, которых было поставлено в Россию до 50 машин - это
и экскаватор, и землесос.

Понятно, что из всего состава технического флота - дноуглубительные,
дноочистительные снаряды, плавкраны, грунтоотвозные шаланды, мотозавозни,
обстановочные, служебно-разъездные теплоходы, промерные катера, нефтянки и
др. - дноуглубительные снаряды представляют собой наиболее сложные, дорогие
в проектировании и строительстве и энергоемкие в эксплуатации объекты
судостроения.

Несамоходные землесосы без проживания экипажа на борту могут быть выбраны
для центральных речных бассейнов в качестве эффективного пути решения
проблемы пополнения флота, так как являются, по сути, единственным типом
земснарядов, которые продолжают сейчас строить отечественные заводы.

Естественно, что для работы таких землесосов потребуется соответствующий
земкараван, включая жилой блок (брандвахту), мотозавозню (возможно более
мощную, чем обычно), 2-3 самоходные грунтоотвозные шаланды или столько же
несамоходных с буксирами-толкачами.

Но и для САМОХОДНЫХ землесосов с ПОСТОЯННЫМ проживанием экипажа потребуется
практически такой же земкараван, только без дебаркадера.

Грунтоотвозные шаланды в России строятся - в XXI веке их было поставлено
около 20 единиц. Самоходных было построено три вместимостью 600 куб. м
проекта HB-600 - для Росморпорта на Онежском заводе. Кроме того,
осуществляются закупки шаланд зарубежного производства, как несамоходных,
так и самоходных. Однако в целом пополнение флота такими новыми судами пока
крайне незначительно.

Точно также практически не строятся многочерпаковые земснаряды (за
исключением одного судна проекта 3409, который завершает для Речводпути
судостроительное производство порта Коломна), корчекраны и ряд других судов
технического флота, применяемых для дноуглубления.

Профессор Геннадий Егоров призвал к системному проектному подходу в создании
"линейки" необходимой дноуглубительной техники и показал практические
варианты таких "линеек" как для морского, так и для речного дноуглубления.


03.03.2020

Ознакомиться с электронным представительством компании Морское Инженерное Бюро (МИБ)

КОНТАКТЫ
Морское Инженерное Бюро - негосударственная проектно-конструкторская и инженерная фирма, признанная Российским Морским Регистром Судоходства, Российским Речным Регистром и Регистром Судоходства Украины.

Пресс-релизы компании




По вопросам размещение пресс-релизов и рекламы обращайтесь по тел.: +7 (812) 336-31-30, e-mail: info@setcorp.ru

© 1998-2020, ООО «Принт-Экспо», все права защищены.

RSS Яндекс.Метрика Наверх